0
977
Газета Политика Интернет-версия

08.02.2007 00:00:00

Открытость – не порок

Светлана Гамова
Зав. отделом политики стран ближнего зарубежья "Независимой газеты"

Об авторе: Светлана Федоровна Гамова - обозреватель отдела политики стран ближнего зарубежья "НГ".

Тэги: казахстан, бизнес, министр


Открытость и прозрачность во всем, что касается государственной власти и ее служителей, традиционно считается индикатором, определяющим степень развития общества и его демократических составляющих. По крайней мере именно так принято считать в странах с развитыми демократиями, но и мы, чтобы не отстать от просвещенной Европы, также заявили о приверженности данному западному постулату. В этом контексте интересны две новости, пришедшие вчера из соседнего Казахстана, государства, которое сегодня без натяжки можно назвать главным стратегическим партнером и другом России. Кроме того, Казахстан все чаще называют слепком российской государственной и политической системы.

Госагентство финансового надзора (АФН) Казахстана выдало согласие Булату Утемуратову на приобретение статуса крупного участника АО «АТФБанк». Сообщение об этом поступило с Казахстанской фондовой биржи (KASE) со ссылкой на уведомление банка. «На основании постановления правления АФН от 26 декабря 2006 года Утемуратов Булат Жамитович приобрел статус крупного участника банка», – указывается в пресс-релизе KASE. В нем со ссылкой на банковское уведомление сообщается, что по состоянию на 1 февраля Утемуратов является собственником 27,18% голосующих акций АО «АТФБанк». Эта информация интересна потому, что Булат Утемуратов с весны 2006 года занимает должность управляющего делами президента Казахстана, а до того возглавлял Совет безопасности республики. Следует отметить, что «АТФБанк» входит в пятерку крупнейших банков Казахстана по величине активов.

В тот же день был обнародован еще один факт о причастности публичного лица к частным финансовым структурам: зять президента Казахстана подтвердил, что является акционером «Нурбанка». В этой новости любопытно то, что родственник Нурсултана Назарбаева, о котором идет речь, – Рахат Алиев работает заместителем министра иностранных дел Казахстана.

К слову, ранее, в конце января, в казахстанской прессе появилось сообщение о том, что по решению общего собрания акционеров членом совета директоров АО «Нурбанк» утвержден Нурали Алиев – 22-летний сын Рахата Алиева и старшей дочери президента Казахстана, депутата парламента Дариги Назарбаевой. Для сведения: «Нурбанк» входит в десятку крупнейших банков Казахстана, занимая восьмую позицию по ряду основных показателей. Он располагает 15 филиалами во всех региональных центрах республики.

Примечательно, что все сообщения о перемещениях государственных чиновников высшего ранга в Казахстане поступили из одного источника – Государственного агентства финансового надзора. В республике это правило – первым такого рода новости озвучивает Госагентство, и только потом они попадают в СМИ. Практика, прямо противоположная российской. У нас, как известно, все происходит с точностью до наоборот: сначала пишет пресса, и лишь затем реагируют органы госконтроля (если вообще реагируют). Хотя и в нашей стране участие высоких сановников в бизнес-структурах законом не запрещено. Но в этом парадоксе, видимо, сказывается наша ментальность: лучше держаться в тени – как бы чего не вышло. А лучше и вовсе скрыть свое бизнес-пристрастие и любовь к стройкам, трубам и банкам за именем жены, детей и друзей. Известно, что нашему обывателю, который «в булочную на такси не ездит», не нравится, когда чиновники, нанятые на службу и получающие зарплату у налогоплательщиков, оказываются вдруг богаче, чем олигархи, с которыми они сами ведут бескомпромиссную многолетнюю войну. Информация же об этом просачивается, как бы ее ни скрывали, и распространяется по городам и весям быстрее сообщений СМИ. Но наши публичные люди не понимают любопытства сограждан и не торопятся сообщать им, где и как они зарабатывают на дорогие курорты и еще более дорогую собственность. На фоне картинок из нашей родной жизни прозрачность деятельности казахских министров, руководителей департаментов и других важных персон может показаться цинизмом, и все же, да простит мне отечественный чиновник, открытость – не порок.

Правда, и наметившиеся в деле публичности VIP’ов казахстанские тенденции кажутся хрупкими, если проследить опять же за официальными новостями. В канун Нового года у здания «Нурбанка» произошел инцидент: служба безопасности банка пресекла проникновение в здание бойцов специального отряда быстрого реагирования (СОБР) департамента внутренних дел (ДВД) полиции Алма-Аты. В банке случившееся квалифицировали как вооруженное нападение. В Алма-Ате поговаривают, что все эти СОБРы и ОМОНы (картинки прямо из нашей жизни) – предвестники большого передела собственности, который, по опасению местных экспертов, может произойти после ухода из власти Нурсултана Назарбаева. В том, что это реальная перспектива, в Казахстане уверены многие.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
916
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
1011
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1280
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
901

Другие новости