0
625
Газета Политика Печатная версия

05.06.2007

Побочное законодательство

Александр Кынев

Об авторе: Александр Владимирович Кынев - кандидат политических наук, руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики.

Тэги: дума, депутат, закон


Госдума разрешила губернаторам досрочно распускать органы законодательной власти регионального и муниципального уровня, если те не работают в течение трех месяцев. После установления сего факта судом главы краев и областей могут в течение трех месяцев принять решение о роспуске народных избранников самостоятельно. А если речь идет о муниципальном Заксе, внести соответствующий законопроект в парламент субъекта.

Проект появился в Госдуме минувшей зимой и был связан с попытками федеральных депутатов из фракции «Единая Россия» воздействовать роспуском на Великий хурал Тувы, который не функционировал с октября 2006 года. Напомним, депутаты Российской партии жизни бойкотировали заседания, возмущаясь манипуляциями и незаконной, по их мнению, отменой итогов выборов по округам города Кызыла. Тувинский кризис, как известно, разрешился в апреле фактической победой оппозиции и сменой главы региона. Однако порожденный им законопроект уже жил своей жизнью и теперь из проекта стал законом, так сказать, «про запас». Чтобы в ситуации, подобной тувинской, когда, к примеру, значительное число депутатов откажутся работать в знак какого-либо протеста, иметь рычаг дополнительного давления на них. Что, замечу, совершенно типично для нынешнего думского большинства, готового беспощадно кроить любые законы из необходимости решить ту или иную частную проблему.

Очевидно, однако: каждая конкретная норма, с одной стороны, имеет множество разновекторных последствий (что законодатель учитывает не всегда), а с другой – приобретает смысл и нужное воздействие только в определенной комбинации других норм.

Например, отменяют графу «против всех», чтобы снизить явку протестного электората, тем самым повысив относительный процент сторонников партии власти. А выходит, что отмена графы становится раздражителем многих нейтральных избирателей, но люди все равно приходят и «назло» голосуют не за ЕР.

Отечественное законотворчество все больше развивается по законам Мерфи. Депутаты решают одну проблему, не учитывая последствий того, что новая норма противоречит уже существующим. В результате, так сказать, «побочные следствия». Таким же образом (без учета системных взаимосвязей) экстренно начинают бороться с «побочными следствиями», потом с «побочными следствиями» «побочных следствий» и т.д. В результате – взаимное противоречие системы стимулов, которые создают разные законы, начинает превышать все разумные пределы. А последствия реализации многих законов оказываются противоположными задуманным.

И закон о роспуске региональных парламентов – типичный тому пример. Что в данном случае скорее плюс, чем минус, и повод для оппонентов ЕР злорадно потереть руки. В самом законе нет ничего экстраординарного – в конституциях многих стран прописаны механизмы проведения досрочных выборов в парламент, если он по каким-либо причинам не может функционировать. Отличия касаются возможного предельного периода «законодательного простоя» от 3 до 6 месяцев. Данная норма часто используется не столько для стимулирования к принудительному согласию, сколько как механизм провоцирования досрочных выборов и нагнетания общественной напряженности. Использовать эту технологию для провокации досрочных выборов проще тому, у кого в руках парламентское большинство. Хотя в этом могут быть заинтересованы и власть, и оппозиция – в зависимости от того, у кого больше шансов выиграть новые выборы. Именно через срыв времени на формирование коалиции в прошлом году пыталась спровоцировать досрочные выборы на Украине Юлия Тимошенко.

В России на муниципальном уровне эта технология также уже применялась. Досрочные выборы провоцировали сторонники администраций путем единовременного сложения депутатских мандатов, представители местной оппозиции, если та обладала необходимым шантажным потенциалом. Теперь это возможно и на региональном уровне. Досрочные выборы могут проводиться вне так называемых «единых избирательных дней» и по смыслу противоречат их идеологии, преследующей целью «стабилизацию» политической системы.

Так, дальнейшее упрочение вертикали в данном случае может обернуться стимулом для оживления регионального политпроцесса. А это неизбежно повлечет появление новых политтехнологий. В свою очередь, чем шире будет площадка для их реализации, тем больше стимулов для развития всех связанных с избирательным процессом сфер – политконсалтинга, СМИ.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Неконкурентные выборы: имитация демократии снижает доверие к власти

Неконкурентные выборы: имитация демократии снижает доверие к власти

Елена Дубровина

Реформу избирательного законодательства "Яблоко" готовит на перспективу

0
695
На несогласных продолжают заводить дела...

На несогласных продолжают заводить дела...

Иван Родин

Путин поручился  за 15 губернаторов, КПРФ не заметила у Медведева отчета

0
884
Чем "Большая фарма" угодила российской Палате по патентным спорам?

Чем "Большая фарма" угодила российской Палате по патентным спорам?

Денис Писарев

2
1515
Парламент Армении сократил количество министров до 12

Парламент Армении сократил количество министров до 12

0
1057

Другие новости

Загрузка...
24smi.org