0
1939
Газета Политика Интернет-версия

01.02.2008 00:00:00

Аргумент Чурова

Тэги: чуров, обсе, цик, штрохал


чуров, обсе, цик, штрохал Глава ЦИКа не намерен уступать международным наблюдателям.
Фото Григория Тамбулова (НГ-фото)

Конфликт между российским Центризбиркомом и Евросоюзом углубляется. Бюро по демократическим институтам и правам человека (БДИПЧ) ОБСЕ, попросившее увеличить число наблюдателей на президентских выборах 2 марта и приблизить сроки их приезда в РФ, натолкнулось на жесткий ответ России, потребовавшей обосновать желание расширить состав миссии и напомнившей – она сама вправе определять условия игры в этой сфере. Таким образом, кризис с международными наблюдателями повторяет историю парламентских выборов. Эксперты считают, что Россия пытается побороть в себе комплекс ученичества.

События развивались стремительно. 28 января 2008 года председатель ЦИК России Владимир Чуров отправил приглашение БДИПЧ ОБСЕ принять участие в наблюдении за выборами президента. Во вторник БДИПЧ пригрозило отказом от мониторинга. Главным препятствием был назван слишком поздний приезд наблюдателей в Россию – конец февраля. «Мы можем отказаться от наблюдения за выборами в России, если не получим разрешения на въезд в Россию первой группы наблюдателей в составе 20 человек на следующей неделе», – сказал исполняющий обязанности пресс-секретаря БДИПЧ ОБСЕ Кертис Бадден. До этого в письме директора организации Кристиана Штрохала содержалась просьба о содействии в направлении группы в составе логистиков и экспертов по вопросам безопасности в РФ в начале следующей недели (около 20 человек). Они, в свою очередь, подготовят прибытие приблизительно 50 экспертов неделей позже. Миссия получила бы возможность осуществлять наблюдение в течение почти трех недель, имея в виду завершающие этапы избирательного процесса.

Вчера на сайте ЦИКа появился текст письма члена Центризбиркома Игоря Борисова, чуть позже обозначенный ведомством как официальный ответ наблюдателям БДИПЧ. Борисов заверил гостей в готовности обеспечить полноценные условия для сотрудничества, однако предупредил: «Россия была и остается суверенным государством и вправе определять модальность и формат мониторинга на своей территории без ущерба его результативности, пока иное не будет установлено международными правовыми актами. В этих вопросах мы рассчитываем на понимание международных организаций и всего международного сообщества». Далее Борисов скрупулезно перечисляет международные соглашения, которые, на взгляд России, ни в коей мере не нарушены принимающей стороной: документы Копенгагенского совещания по человеческому измерению, Парижскую хартию 1990 года, документы Римской (1993) и Будапештской (1994) встреч на высшем уровне, декларацию Стамбульской встречи (1999). В беседе с корреспондентом «НГ» Игорь Борисов претензии ОБСЕ назвал надуманными и сообщил, что сегодня европейцы отказались от намерений увеличить контингент: «Мы посмотрели их письмо, там есть согласие с целым рядом наших предложений. Мы рассматриваем просьбу ОБСЕ, которая изложена в соответствии с их желаниями. Это именно их личное желание – выполнить обязанности, возложенные на них ОБСЕ. Однако они пытаются реализовать некую схему, которая, на их взгляд, только и может помочь им выполнить их задачу. Однако мы как суверенное государство считаем, что в первую очередь ЦИК должен обеспечить избирательные права российских граждан. И если наши возможности позволят удовлетворить их желания – мы пойдем им навстречу. Думаю, найдем компромиссное решение». Корреспондент поинтересовалась: что смущает ЦИК в схеме европейцев? Как именно она может помещать волеизъявлению граждан? Что, собственно, криминального содержится в просьбе наблюдателей? Граждане, наблюдающие перепалку, преисполняются вместо чувства патриотизма недоумением по поводу явного отсутствия предмета для столь яростного спора. «Мы не боимся, что они приедут раньше. Но давайте они к вам в гости приедут. У вас есть место в газете? Можете вы заниматься вместо информирования населения размещением...» – парировал Борисов возражения корреспондента. Еще один довод ЦИКа: необходимы унифицированные стандарты. ЦИК требует «четкую методику обеспечения мониторинга, которая сегодня отсутствует». «Каким образом они дают оценку, до сих пор непонятно», – сетует Борисов.

Заместитель гендиректора Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен: «Ничего осмысленного в данном случае не происходит. Это психологически объяснимое желание показать свою самость. Проявление неприятия «комплекса ученичества».

Приезд международных наблюдателей, поясняет Макаркин, мы считаем свидетельством неполноценности нашей демократии: «Нас, мол, еще учат демократии, нормальному проведению выборов и т.д.». В российской власти сейчас существует представление, говорит политолог, «что мы период ученичества прошли, что к нам должно быть какое-то другое отношение. Почему такие же большие миссии не посылаются в Венгрию, Чехию или в США? Там претензии к качеству выборов существуют – в 2002 году был большой скандал во время проведения президентской кампании...»

Макаркин напоминает – создание института Анатолия Кучерены, призванного мониторить нарушение прав человека на Западе, можно рассматривать в этом же контексте: «У нас периоды самоутверждения обычно совпадают с благоприятной экономической конъюнктурой: экономический рост 7% (в США, к примеру, только 2%), цены на нефть заоблачные. Как только цена за баррель упадет до отметки 12–13 долларов, мы снова станем учениками, и у нас поменяется отношение к миссиям ОБСЕ, которые выступают главными экзаменаторами».

Аналогичный период, напоминает политолог, был у нас при Леониде Брежневе, «когда мы Байкало-Амурскую магистраль строили, обвиняли Запад в нарушении прав человека. Тогда тоже был взлет нефтяных цен после арабо-израильской войны 1973 года, а в США был кризис. Тогда мы тоже остро реагировали на критику со стороны Запада, проявлявшуюся в поддержке правозащитников и радиоголосах. Говорили, что у нас настоящая демократия, а в Америке вообще негров бьют».

Кертис Бадден заявил «НГ», что по состоянию на вчера бюро не получило официального ответа из ЦИКа на письмо Кристиана Штрохала от 28 января Владимиру Чурову. На вопрос, каковы будут действия бюро в случае, если Москва не выполнит просьбу Штрохала об изменении временных рамок пребывания иностранных наблюдателей, Бадден ответил: «Наш мандат предполагает долгосрочное наблюдение. Россия же предлагает наблюдателям прибыть всего за несколько дней до выборов. Но в этой ситуации мы не сможем сделать значимых наблюдений. Мы не будем наблюдать в течение трех дней». Бадден подчеркнул, что избирательная кампания длится «гораздо больше, чем три дня». Мандат БДИПЧ предполагает наблюдать за всем избирательным процессом, «Россия же не позволяет это осуществить». Наш собеседник сказал, что как и в случае с думскими выборами, если наблюдатели БДИПЧ ОБСЕ не поедут в Россию, доклада бюро по выборам не последует. Бадден отметил, что крайнего срока для официального ответа от ЦИКа не было установлено. «Но мы надеемся получить позитивный ответ как можно скорее и позволить наблюдателям приступить к работе уже на следующей неделе», – сказал Бадден.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
728
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
844
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1056
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
818

Другие новости