0
1560
Газета Политика Интернет-версия

19.08.2008 00:00:00

План для Грузии

Алексей Митрофанов

Об авторе: Алексей Валентинович Митрофанов - президент Института мировых стратегий.

Тэги: митрофанов, грузия


Какую Грузию мы должны построить, чтобы «Цхинвал-2008» не повторился? Именно об этом стоит задуматься сейчас, когда боевые действия затихли.

Грузинский народ не представляет собой единого (этнического) целого, поскольку представлен 17 субэтническими группами, каждой из которых соответствует свой диалект. Например, абхазы и осетины имеют языки, относящиеся к другим языковым семьям, то есть их отличие от грузинских этносов более чем глубоко.

Всего в современной Грузии до 100 этнических групп, в численном отношении среди которых преобладают грузины – 70%; армяне – 10%, азербайджанцы – 9%, русские – 1,5%. Грузины дополнительно разделяются на 17 этносов (племен), то есть каждый грузинский этнос насчитывает около 4% от всего населения страны.

Следует также сказать, что абхазский и югоосетинский народы имеют письменность, основанную на русской графической основе (кириллица), тогда как грузинская есть вариант арамейской (западносемитской) письменности.

Религиозные различия в Грузии также велики и вносят дополнительные глубокие отличия в жизнь ее регионов. Армянская община и грузинские субэтносы хотя и исповедуют православие, но различия в их автокефалических церквах очень велики. Аджарцы же, как известно, исповедуют ислам.

При этом и абхазы, и осетины, и аджарцы, и армяне имели в древности собственную государственность и собственных царей.

Все это объективно не позволяет создать унитарное государство на территории постсоветской Грузии. Причем напряженность и интенсивность этих противоречий усугубляется плотностью населения региона. Если вычесть из территории советской Грузии земли Южной Осетии, Абхазии и Аджарии, то останется площадь, сравнимая с Рязанской областью.

Следует отметить, что такое положение вещей понимали российские политики еще в 1917 году. Идея сохранения кавказского единства лежала в основе внутриполитических принципов депутатов IV Государственной Думы, знатных меньшевиков Н.С.Чхеидзе и И.Г.Церетели. Оба руководили с февраля по октябрь 1917 года Петроградским советом, то есть определяли состав Временного правительства. После политического банкротства эти лидеры меньшевиков бежали на Кавказ, где первый стал председателем Закавказского сейма, а второй – главой меньшевистского правительства Грузии. То, что их идеи не были беспочвенны, указывает тот факт, что летом 1917 года в Тифлисе проживало в два раза больше армян, чем грузин. В марте 1918 года сейм под председательством Чхеидзе провозгласил Закавказскую демократическую федеративную республику (ЗДФР), которая была по своей сути конфедерацией, поскольку входившие в ее руководство лидеры грузинских меньшевиков, армянских дашнаков и азербайджанских мусаватистов придерживались принципа автономии своих национальных государств.

Такое практическое решение клубка закавказских проблем было следствием реализации идеи Союза (конфедерации) объединенных кавказских народов и государств, которая возникла у Чхеидзе, Церетели и Жордании в феврале 1917 года. И новый геополитический план для Грузии может строиться с учетом принципов, которые были в общих чертах разработаны видными грузинскими (и российскими) меньшевиками.

С этой точки зрения очевидно, что любые переговоры с режимом в Тбилиси будут бесплодными и чреваты дальнейшей эскалацией кровопролития в Закавказье. Соответственно необходима полная демилитаризация Грузии, которую следовало бы начать с полного разгрома ее военных формирований.

Следует отметить, что международное посредничество в грузино-осетинском конфликте также малопродуктивно и не может привести к удовлетворительным результатам. Вмешательство в дела России, Франции и Англии было узаконено в 1918 году Верховным советом Антанты и, как известно, закончилось неблагоприятно для Запада.

Военное поражение Грузии с последующими ее демилитаризацией и демонтажом личного режима Саакашвили могут создать куда более прочные основания для мира в Закавказье, чем посредничество ЕС и президента Франции Саркози.

После проведения двух вышеупомянутых этапов мирного урегулирования в Грузии следует перейти к созданию здесь новой формы государственного правления – конфедерации с наименованием Объединение Кавказских Государств (ОКГ). ОКГ есть правопреемник Грузии в составе не менее 10 государств на ее месте.

ОКГ должно иметь общую внешнюю политику, общие транспортные инфраструктуры, Центральный банк и валюту. Статус конфедерации позволяет также странам-участницам вводить свою собственную национальную валюту. Субъекты конфедерации развивают свою экономику собственными силами. Судебная система в них является автономной. Вооруженные силы, их разведывательные органы и тайные силовые структуры политического сыска распускаются. Для обеспечения правопорядка ОКГ имеет только полицейские силы.

Должность президента ОКГ замещается поочередно и сроком на один год из числа глав государств, входящих в ее состав. При этом форма государственного правления в субъектах ОКГ является выбором их народов и может иметь политический спектр – от абсолютной монархии (по примеру Арабских Эмиратов) до анархо-синдикалистского устройства (по примеру кантона Юра в Швейцарии в XIX веке во главе с русским анархистом Бакуниным).

Следует особо отметить, что Южная Осетия, Аджария, Абхазия и Джавахети (область компактного проживания более чем 200 тыс. армян) и местности компактного проживания азербайджанцев имеют право самоопределиться относительно членства в ОКГ.

И еще один аспект: для осуществления этого плана требуется полная и целенаправленная поддержка со стороны России национальных движений в субъектах Грузии.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

В электоральный онлайн смогут войти более 30 регионов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Дистанционное голосование массированно протестируют на низовых выборах

0
798
Судебная система России легко заглотила большого генерала

Судебная система России легко заглотила большого генерала

Иван Родин

По версии следствия, замглавы Минобороны Иванов смешал личные интересы с государственными

0
1351
Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Фемида продолжает хитрить с уведомлениями

Екатерина Трифонова

Принимать решения без присутствия всех сторон процесса получается не всегда

0
983
Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

Turkish Airlines перестала продавать билеты из России в Мексику

0
518

Другие новости