0
921
Газета Политика Печатная версия

12.09.2008

Тревожный Рамадан

Андрей Мельников
Ответственный редактор приложения "НГ-Религии"

Об авторе: Андрей Мельников - обзреватель "НГ-религий".

Тэги: дагестан, рамадан, религия, ислам


В дагестанском городе Дербент назревает религиозное противостояние между последователями различных направлений в исламе. Прихожане дербентской Джума-мечети, относящие себя к шиитам, сами предупредили об этом, направив послание в ИА Интерфакс. В послании сообщается, что от немедленного кровопролития верующих удерживает только продолжающийся месяц Рамадан, который заканчивается в этом году 29 сентября. «Суннитский имам дал понять, что после окончания Рамадана стычек не избежать», – говорится в заявлении.

Но почему же участники противостояния предупреждают заранее о возможных беспорядках? Очевидно, что на местном уровне решить противоречия невозможно, и дербентцы таким образом призывают центральную власть рассудить их.

Последние двадцать лет жители Дагестана, как и остальной России, получили полную свободу вероисповедания. Как отмечают эксперты, в южной части республики, в том числе в Дербентском районе, до последнего времени религиозная жизнь была развита слабо. Но в последние 2–3 года наблюдается резкий скачок интереса к различным направлениям ислама у местных жителей. Вместе с этим интересом в Южный Дагестан пришли и те противоречия, которые раздирают остальной Кавказ уже не первый год.

После известных событий 1999 года, когда российские войска разгромили отряды так называемого Исламского джамаата в селе Карамахи, последователи «ваххабитского» направления в исламе переместились на юг республики, где встретили недоброжелательное отношение со стороны существующих здесь традиционных общин. Переселение этой немногочисленной, но социально и религиозно активной группировки нарушило и без того хрупкое межобщинное равновесие в районе. Здесь, у самой границы с Азербайджаном, значительную часть населения составляют азербайджанцы, исповедующие шиитскую версию ислама. Большинство же населения – лезгины и табасаранцы, приверженцы суннизма, представленного в этих местах несколькими суфийскими школами.

Ситуация в Дербенте такова, что в стенах одной Джума-мечети вынуждены сосуществовать как шииты, так и сунниты. Джума, построенная 1300 лет назад, – старейшая мечеть в России. Из этих древних стен, как говорят историки, началось распространение ислама на Кавказе. Естественно, что ни одна из религиозных общин не хочет уступать права на это здание, имеющее символическое значение.

Предметом спора становятся малейшие различия в традициях богослужения. На этот раз шииты жалуются, что имам суннитской общины Джума-мечети Исамудин Саидов готовит изменения в пятничных богослужениях, совершаемых вместе шиитами и суннитами.

Именно эти совместные пятничные намазы и в прошлом становились камнем преткновения для различных религиозных групп. В апреле 2006 года произошли столкновения между суннитской общиной Исамудина Саидова и общиной приезжих ваххабитов. Последние возражали против неправильного, на их взгляд, порядка совершения богослужения. В пятницу, 8 апреля, произошла драка, продолжавшаяся 20 минут. На следующий день к «саидовцам» подоспело подкрепление из другой мечети и завязалась кровавая потасовка. С одной и другой стороны участвовало несколько сот «мюридов». В результате 24 человека с ранениями различной степени тяжести оказались в больнице, пострадали двое милиционеров. Прихожане-шииты во время столкновений прятались и в драке участия не принимали. Нынешняя же ситуация, о которой предупреждают в своем письме прихожане Джума-мечети, говорит о том, что в конфликт втягиваются еще и шииты.

Таким образом, религиозное многообразие в Дербенте пока что служит разобщающим фактором для местных жителей. Эти противоречия используются и в политической, в том числе внешнеполитической борьбе. Центральные власти России подвергаются обвинениям в поддержке шиитов на этом южном рубеже страны. На оппозиционных кавказских сайтах утверждается, что мятежных ваххабитов Дагестана и Чечни пытаются окружить шиитским «кольцом». Якобы поэтому Россия не препятствует внимательному отношению к республике со стороны соседнего Ирана. С другой стороны, Дербент находится в центре противоречий между азербайджанцами и лезгинами, проживающими по обе стороны российско-азербайджанской границы. Дагестанцы не раз жаловались на вмешательство в их дела эмиссаров азербайджанского муфтия Аллах-шакюра Пашазаде. Среди обоих народов по обе стороны границы сильны сепаратистские настроения. В случае возможных столкновений в конце сентября, о которых предупреждают дербентцы-шииты, эти настроения получат новый заряд.


статьи по теме


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Храни его, о Вакх

Храни его, о Вакх

Евгений Лесин

Андрей Щербак-Жуков

Теория и практика еды в книгах писателей и ученых, химия и литература, а также гимн шумерской богине пива

0
1085
Игра в письма

Игра в письма

Александра Обломова

Страх за будущее, которого он не знает, шел нога в ногу с человеком во все времена

0
927
Оппозиция в Сирии подняла новое знамя

Оппозиция в Сирии подняла новое знамя

Александр Шарковский

"Фронт национального освобождения" написал на своем стяге формулу ислама буквами цвета крови

0
1701
Почему Россия делает ставку на Башара Асада

Почему Россия делает ставку на Башара Асада

Кирилл Семенов

Антон Мардасов

Дамаск меняет баасистскую идеологию на культ "светского ислама"

0
1729

Другие новости

Загрузка...
24smi.org