0
613
Газета Политика Интернет-версия

26.03.2009 00:00:00

Швеция для шведов, Россия – для русских

Григорий Заславский

Об авторе: Григорий Заславский - заведующий отделом "Культура" "Независимой газеты".

Тэги: театр, национализм


В воскресенье вечером, поздно, когда в большом зале уже подходил к концу фортепьянный концерт, в театре «Школа драматического искусства» устроили читку пьесы живого шведского классика Ларса Нурена «Холод». В зале сидели студенты и даже школьники, на которых режиссер этого уже почти готового спектакля Игорь Лысов собирался проверить «опасный материал»: по сюжету выпускники школы, ровесники зрителей, шведы затаскивают в гости одноклассника-корейца, на протяжении часа доказывают ему, что Швеция существует для шведов, а для него существует один-единственный путь – обратно в Корею. В финале его убивают. Режиссер несколько снизил градус «дискуссии»: разделил роли в основном среди актрис, так что конфликт разгорается теперь между двумя девушками, хотя само убийство поручил единственному участнику конфликта мужчине.

Все, что касается искусства, кажется безукоризненным: три актрисы и один актер, занятые в спектакле, чрезвычайно убедительны. Понятны и те, которые искренни в своем желании жить в своей стране среди шведов, и та, которая так же искренне не понимает, почему ее не хотят считать шведкой – ведь родители-шведы удочерили ее еще младенцем, она выросла в Швеции, училась в шведской школе, выучила язык и т.д., и т.д.

Режиссер понимает, что «его» история – на горячую тему. И потому готов был не только что-то показать, но и выслушать, в первую очередь ровесников героев. Режиссер готов играть спектакль только в том случае, если он будет на пользу, если хотя бы один человек задумается и согласится: они – другие, но и они имеют право на жизнь, имеют право жить по соседству. Они другие, но они не хуже. Может быть, они и не шведы (не русские), но... Ради этого «но», чтобы оно поселилось в отчаянных головах, Лысов, к слову, один из самых ранних учеников Анатолия Васильева, готов идти в люди – то есть играть этот спектакль в школах, где угодно еще, то есть выйти из стен театрального монастыря.

Такой традиции, опять-таки к слову, в России почти нет. Как нет и привычки оставаться после спектакля и вести многочасовые разговоры о героях, о вопросах, которые только что обсуждались на сцене. На Западе это давно уже вошло в привычку. Я и сам много лет назад был сильно впечатлен, когда после показа в Киноцентре нового американского фильма (он шел на английском, и потому в зале собрались в основном иностранцы) никто не стал выходить из зала и часа на полтора завязалась дискуссия о необходимости широко и бесплатно распространять в России презервативы, чтобы СПИД не приобрел размеров эпидемии.

Школьники и студенты, которые оказались в зале «Школы драматического искусства», школьники и студенты, живо включились в разговор и говорили о том, что такой спектакль им нужен. Другое дело – драматургия. Нурен, хотя его и считают в Швеции и вообще в Скандинавии классиком, ставят сегодня на первое место после того, как ушел из жизни Ингмар Бергман (другие – вторым сразу после Августа Стриндберга), предлагает довольно примитивную, во всяком случае – упрощенную, схему. Во-первых, почти с самого начала понятно, что история приведет к убийству «инородца». Во-вторых, совершенно неясно, почему медлит и не бежит от очевидной опасности жертва. Наконец, довольно рано – по сюжету – драматург упрощает конфликт, когда заставляет юных героев-националистов высказаться не только в пользу Швеции для шведов, то есть без приезжих черных и желтых, но заодно – и против евреев. Герои сами вскидывают руки в фашистском приветствии и заставляют сделать то же самое кореянку.

Возмущаться приезжими, которые «размывают» первоначально однородное общество, навязывая ему свои правила и стереотипы (когда, например, не «они» должны привыкать к европейской толерантности, а «мы» – мириться с их жесткими религиозными правилами), готовы многие. Я сам порой ловлю себя на мысли, что Москву еще ждут серьезные неприятности в связи с нынешним беспрецедентным наплывом миллионов гастарбайтеров из стран Центральной Азии и с Кавказа. И мне это размывание столицы не нравится. Но сочувствовать наследникам Гитлера я не готов. А в театре в отличие от митинга обязательно должны быть понятны мотивы всех героев, непременно, мне кажется, в какой-то момент зритель должен почувствовать правоту неправых, чтобы в следующую минуту этому собственному своему сочувствию удивиться или даже испугаться: как же так? Я сочувствую тем, кто готов убить человека только из-за того, что у него цвет кожи не такой, как у меня?!.. С другой стороны, такое, пусть минутное, сочувствие может добраться и до финала. И как же быть театру, если кто-то по его следам пойдет пусть не убивать, но бить «чужих»? Если театр собирается идти в школы, то, наверное, плакатная очевидность спектаклю не помеха. Она, напротив, на пользу.

Черт его знает: национализм – такая зараза, которая вообще очень быстро завладевает умами, но особенно заразна в периоды разных временных и прочих трудностей. Когда жизнь становится хоть на чуть-чуть труднее, виноватый всегда должен стоять где-то рядом. До царя далеко, а «чужие» – во дворе, под боком. И прививку нужно делать срочно, болезнь-то, мы знаем, нам известна не только по шведской пьесе. В этом смысле театр почувствовал эту необходимость одним из первых.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
239
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
293
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
241
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
202

Другие новости