0
3496
Газета Политика Печатная версия

25.09.2009

Наследники Золотой Орды

Тэги: золотая орда, русь, история, ислам, конференция


золотая орда, русь, история, ислам, конференция Муфтий Гайнутдин рассказал исламскому миру о том, что начало российской государственности положила «политическая воля ханов».
Фото ИТАР-ТАСС

Международная конференция «Россия и исламский мир: партнерство во имя стабильности» состоялась вчера в Колонном зале Дома союзов в Москве. Организатором мероприятия выступила не государственная, как можно было ожидать, а религиозная структура – Совет муфтиев России (СМР). На приглашение муфтиев откликнулись политические и религиозные деятели из России и стран Ближнего Востока.

Выступая на конференции, глава Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин изложил свою теорию возникновения российской государственности. Он сообщил слушателям, что за традицию централизации современная Россия должна быть благодарна золотоордынским ханам, так как благодаря их «политической воле» в XIII–XIV веках «началось собирание разрозненных русских княжеств вокруг Москвы». Так Гайнутдин охарактеризовал период истории Руси, который принято называть татаро-монгольским игом. Перейдя к области международных отношений, Гайнутдин не был столь оригинален и озвучил традиционные для любого исламского форума мысли о необходимости создания палестинского государства. «Мучениям наших палестинских братьев должен быть положен конец!» – воскликнул глава СМР.

Конечно, смысл конференции заключается не в содержании выступлений участников, а в самом факте состоявшегося мероприятия. Видимо, СМР намерен в очередной раз побороться за лидирующее место среди других мусульманских организаций России. Многим бросилось в глаза отсутствие на конференции представителей Координационного центра мусульман Кавказа и Центрального духовного управления мусульман во главе с Талгатом Таджуддином. Но поможет ли это СМР занять место представителей всех российских мусульман перед государством? Так, исламовед Роман Силантьев заявил «НГ», что «эту конференцию трудно назвать прорывной». Он усомнился в том, что заявка на лидерство в исламской умме страны будет иметь успех. «В этом году президент Дмитрий Медведев четырежды встречался с мусульманами, и именно с мусульманами Северного Кавказа. Российская власть жестко продемонстрировала, кто у них главный партнер», – сказал Силантьев.

Действительно, сложно ожидать от этого достаточно формального мероприятия реальных результатов. Скорее оно может стать еще одним подтверждением политизации религиозной жизни страны в последнее время. Активное проникновение в политику РПЦ, возглавляемой энергичным Патриархом, стало образцом подражания для других религиозных организаций. Может быть, даже причиной ревности. Каждая из религиозных общин старается действовать на привычном для себя внешне- и внутриполитическом направлении. Так, читинские и калмыцкие ламы приглашают в свои республики Далай-ламу, навлекая на Москву недовольство Пекина. Мусульманские организации же пытаются играть роль посредников между российским МИДом и государствами арабского и исламского мира. СМР летом прошлого года оперативно среагировал на признание суверенитета Северной Осетии и Абхазии, наладив контакты с уже существующими общинами или пытаясь создать отсутствующие пока мусульманские общины в этих двух республиках. Нынешняя конференция, видимо, имеет своей целью показать российской власти, что голос СМР может иметь вес при заключении важных договоренностей, не обязательно связанных с вопросами духовными. Благо в мусульманском мире религия и политика часто неразделимы.

Другое дело, что религиозные организации могут пострадать от собственной активности. Увлекаясь политикой, духовные лидеры подчас забывают о своих непосредственных обязанностях. Становясь, как это называли в XIX веке, «казенной», мечеть все больше удаляется от своих верующих. Пока религиозные лидеры отвоевывают себе место под солнцем, сердца верующих завоевывают религиозные фундаменталисты.

Во времена СССР религиозные организации тоже участвовали в политических инициативах властей, проводя всевозможные миротворческие конференции. Тогда у них было оправдание – необходимость легализации религиозной жизни. Но это только способствовало тому, что духовные управления мусульман СССР после 1991 года потеряли всякий контроль над паствой, а роль лидеров стали играть проповедники «чистого ислама».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Исламский банк развития выделит Узбекистану кредит в размере 1,3 млрд долл. на различные проекты

Исламский банк развития выделит Узбекистану кредит в размере 1,3 млрд долл. на различные проекты

0
421
Human Rights Watch не дает казнить салафита

Human Rights Watch не дает казнить салафита

Артур Приймак

Лидер саудовских «Братьев-мусульман» ожидает смертного приговора за деятельность против властей королевства

0
162
Российский Гиппократ

Российский Гиппократ

Игорь Шумейко

Его пациентами были Дмитрий Менделеев, Николай Некрасов, Петр Чайковский и Отто фон Бисмарк

0
908
Медины и оазисы Марокко

Медины и оазисы Марокко

Жак Маттеи

Как бедность помогает сохранять историческое наследие

0
785

Другие новости

Загрузка...
24smi.org