1
4089
Газета Политика Печатная версия

13.11.2013 00:01:00

Борьба с коррупцией переходит в частный сектор

Минтруд рекомендует бизнесу отслеживать левые заработки работников, но строго за конфликты интересов не наказывать

Тэги: минтруд, экономика, частный сектор, коррупция


Минтруд разработал методические рекомендации по противодействию коррупции в частном секторе экономики. Организациям вне зависимости от формы собственности предложено отслеживать конфликты интересов работников. В документе приведена дюжина их типовых примеров. Из перечня становится понятно, почему успехи борьбы с коррупцией в госсекторе малозаметны. Ведь то, что Минтруд по аналогии с госслужбой мягко называет конфликтом интересов, для частного владельца – просто воровство.
Рекомендации по разработке и принятию организациями мер по предупреждению и противодействию коррупции опубликованы на сайте Минтруда спустя неделю с небольшим после того, как на заседании президентского Совета по борьбе с коррупцией Владимир Путин напомнил об ответственности в этой сфере как граждан, так и предпринимателей. Он 30 октября заявил: «Общество и бизнес справедливо требуют от власти неукоснительного соблюдения этих правил, но при этом порой сами, тоже должен это отметить, остаются безучастными наблюдателями. Более того, подталкивают подчас власть к коррупционным проявлениям, пытаясь порешать таким образом свои бизнес-интересы». Путин заявил, что «теперь в законодательстве закреплена обязанность всех коммерческих и некоммерческих организаций принимать меры по противодействию коррупции».
При этом президент не уточнил, что в его указе от 2 апреля 2013 года ведомству Максима Топилина вместе с Торгово-промышленной палатой и общественными организациями предпринимателей было поручено написать соответствующие правила. И только теперь стало ясно, что получилось в результате полугодовой творческой деятельности. В многостраничных методических рекомендациях в основном общие слова: каждой организации надо составить план борьбы с коррупцией, определить службу, которая этим займется, составить корпоративный кодекс этики, привлечь работников к дискуссиям по тем или иным пунктам антикоррупционного плана и т.д. Более или менее конкретными частями обширного документа можно признать лишь главы, связанные с разбором международного и иностранного законодательства против коррупции и с конфликтами интересов. Любопытно, что Минтруд сделал упор на анализе тех зарубежных законов, которые де-юре имеют экстерриториальный характер. Российские чиновники таким образом предупредили отечественных бизнесменов, что в США и Великобритании надо вести себя осторожно. Потому что соответственно по законам «О коррупционных практиках за рубежом» и «О борьбе со взяточничеством» к ответственности за такого рода правонарушения могут привлекаться даже те структуры, которые имеют косвенное отношение к компаниям из этих стран.
Что касается конфликта интересов, то нашим предпринимателям предложено внедрять практику подачи ежегодных деклараций о его наличии или отсутствии всеми работниками, а разовых, то есть срочных, – теми, кто сидит на ответственных постах и имеет полномочия тратить деньги организации. Кстати, хозяевам-частникам предложен такой подход: «При разрешении имеющегося конфликта интересов следует выбрать наиболее мягкую меру урегулирования из возможных с учетом существующих обстоятельств».
Подобная рекомендация выглядит крайне сомнительной на фоне типовых ситуаций с конфликтом интересов, которые Минтруд предлагает бизнесу в качестве примеров. Скажем, такой расклад, когда работник одной компании, отвечающий за закупки, делает выбор в пользу другой, в которой работают его родственники. Или когда поставщиком оборудования выбирается структура, которая держит патенты, принадлежащие работнику из закупающей организации. Или, к примеру, совершенно однозначная ситуация: «Работник организации А принимает решение об инвестировании средств организации А. Потенциальным объектом инвестиций является организация Б, ценные бумаги которой принадлежат работнику». Таких историй Минтруд предлагает 12, и почти каждая из них связана с тем, что работник пытается нажиться за счет владельца бизнеса. Но последнему рекомендуются в основном такие меры, как временное отстранение ловкача, изменение его служебной компетенции, просьба отказаться от сомнительной сделки и т.д. Хотя заранее понятно, что реальный бизнесмен тут же уволит работника, которого разоблачат в левых заработках.
По прочтении таких рекомендаций становится понятным, почему в госструктурах вроде объявленная беспощадная война с коррупцией идет малозаметно и низкоэффективно. Да потому, что банальное воровство в частном секторе, а стало быть, казнокрадство – в государственном предлагается считать лишь конфликтом интересов. И к тому же рекомендуется никого строго не наказывать.   

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Что такое цифровизация российской энергетики

Что такое цифровизация российской энергетики

Павел Завальный

Удастся ли нам создать принципиально новое качество отрасли

0
226
В погоне за энергоэффективностью

В погоне за энергоэффективностью

Анастасия Пердеро

Новые экономические условия ставят экспертам нестандартные задачи

0
219
Константин Ремчуков: Депутатские ограничения полномочий избранного губернатора от ЛДПР, как опыт разрушения вертикали власти в России

Константин Ремчуков: Депутатские ограничения полномочий избранного губернатора от ЛДПР, как опыт разрушения вертикали власти в России

0
410
Строительная отрасль уводит в минус половину страны

Строительная отрасль уводит в минус половину страны

Анастасия Башкатова

Регионы не могут совладать с экономическими качелями

0
389

Другие новости

Загрузка...
24smi.org