1
3771
Газета Политика Печатная версия

28.11.2013 00:01:00

Власть меняет тактику в отношении Конституции

"Точечные" поправки Кремля искажают дух Основного закона

Тэги: законопроект, конституция, изменения


законопроект, конституция, изменения Валерий Зорькин считает Конституцию залогом стабильности. Фото ИТАР-ТАСС

Вчера Совет Федерации одобрил и отправил на подпись президенту законопроект об объединении двух высших судов страны. Сегодня Владимир Путин может подписать документ, вносящий серьезную правку в Конституцию. Глава Конституционного суда (КС) Валерий Зорькин заявляет, что других существенных изменений в Основном законе не появится – будут вноситься только точечные. Между тем, как выяснила «НГ», ученые-конституционалисты сегодня основательно переписывают текст Конституции, добавляя новые главы. Однако власть, по мнению экспертов, больше заинтересована в закреплении в Конституции положения о приоритете российского права перед международным.
Валерий Зорькин убежден, что политики и ученые, выступающие с идеями коренного преобразования Конституции, недооценивают социально-политические и экономические риски перемен: эти люди, «видимо, не вполне ощущают, какую огромную роль играет стабильность и сбалансированность конституционного текста». Глава КС настаивает: возможны только точечные изменения в тексте Основного закона. Так ли это?
Как сообщил «НГ» президент «Фонда конституционных реформ» Олег Румянцев, в его организации завершается работа над дополнительными главами Конституции. И выглядят они совсем не точечными. К примеру, Румянцев предлагает существенно повысить роль парламента. В частности, закрепить в Конституции право депутатов на парламентские расследования: «Наша группа подготовила предложение по главам «Гражданское общество», «Избирательная система» и «Парламентский контроль». Это уже не просто идеи, мы готовим конкретный нормативный текст, конкретный проект глав Конституции, чтобы был некий материал, с которым можно было бы работать».
Заметим, что реформа высших судов – не первая решительная правка Основного закона в последнее время. Разговоры о Конституции как гарантии государственной стабильности относятся скорее всего лишь к первым двум главам Конституции: «Права и свободы граждан» и «Основы конституционного строя». Но там и механизм изменений чрезвычайно сложен: через Конституционное собрание. Закон о котором власть категорически отказывается принимать, настаивая на его неактуальности.
Между тем первые две главы состоят из прекрасных, но общих положений. В то время как разделы Конституции, в которых отражается современный политический контекст, – полномочия органов власти, их взаимоотношения – как раз и поддаются корректировке. Даже те изменения, которые произошли, носят фундаментальный характер. Достаточно вспомнить удлинение избирательного цикла – Дума теперь заседает пять лет, а президент находится на своем посту шесть.
Российская политика становится все более динамичной. Оппозиционер Алексей Навальный превращается в политика, на равных конкурирующего с московским мэром.
   
Кандидат от «Гражданской платформы» Евгений Ройзман становится мэром крупнейшего регионального центра. Михаил Прохоров заявляет о своих партийно-избирательных амбициях и вручает президенту проект земельной реформы. И Путин обещает использовать его наработки в Послании Федеральному собранию. Кремль провозглашает курс на минимизацию использования административного ресурса на выборах. И последовательно проводит национализацию элит. Одновременно демонстрируя жесткость в отношении радикальной оппозиции (тянущееся «болотное дело», заключение под стражу участников акции Greenpeace).
Результат: массовые протестные акции сошли на нет, договороспособных политиков из радикальной оппозиции приглашают на кремлевские мероприятия, молодежь занялась борьбой с распространением наркотиков, а понятие «партия власти» практически исчезло из обращения. Во всяком случае, про ЕР, партию Дмитрия Медведева, так давно никто не говорит.
Ситуация в политике меняется быстрее смены непомерно удлиненных межвыборных циклов. Но страна живет в условиях, когда до следующей президентской кампании – пять лет, до парламентской – три года. Думе некуда спешить? Ускорение темпов политического развития, становления гражданского общества, появление новых фигур в политике требуют адекватного отражения в законодательстве и в практике государственного управления. Но в условиях размазанной по тарелке стабильности, которой на самом деле нет, как и партии власти, все гадают: кто пойдет в президенты в 2024 году?
Евгений Ройзман и Михаил Прохоров вносят новые акценты в отечественную политику.   	Фото ИТАР-ТАСС
Евгений Ройзман и Михаил Прохоров вносят новые акценты в отечественную политику.       Фото ИТАР-ТАСС
На первый взгляд точечные, но на самом деле полновесные поправки к Конституции вроде увеличения сроков полномочий президента и Госдумы, а также об объединении судов и статуса прокуратуры по крайней мере были сделаны с соблюдением формальной процедуры. Однако есть и группа конституционных корректировок, которые производятся «без шума и пыли». Конституционный суд, председатель которого в своих речах выступает за стабильность, ими и занимается. За последние пару лет КС дал толкование ряда существенных норм Основного закона, причем предписал понимать их иначе, чем в предыдущие 20 лет. Например, судьи разрешили депутатам Госдумы избавляться от коллег. Формально – за нарушение запрета заниматься предпринимательской деятельностью. Однако в реальности «суду депутатской чести», принимающему решения о досрочном прекращении полномочий того или иного думца, теперь, по сути, можно пересматривать итоги выборов и игнорировать мнение избирателей.
Еще один пример правки Конституции де-факто – постановление КС о «криминальном фильтре» для кандидатов на любые выборные должности. Судьи фактически разрешили его пожизненное применение, хотя и сделали замечания Госдуме за ошибки при оформлении соответствующего закона. Между тем в Конституции остается норма о том, что в избирательных правах ограничиваются лишь граждане, которые решениями судов признаны недееспособными или осужденными к лишению свободы. Но кому теперь нужна эта уже чисто формальная норма?
Теперь же, как известно, КС должен решить, сохранять ли в прежнем виде положение Конституции о приоритете международных обязательств России перед ее внутренним законодательством. Если высший суд страны скажет, что все зависит от обстоятельств, тогда получится, что перетолкованию подвергнется одна из основ конституционного строя. Ведь слова о приоритете международных договоров записаны в статье 15 главы 1 Конституции, которую можно изменять исключительно через созыв Конституционного собрания.
Член научного совета Московского центра Карнеги Николай Петров объясняет происходящее маневрами власти, которая намерена серьезно изменить Конституцию в связи с ликвидацией Арбитражного суда: «А чтобы эти изменения не привлекали большого внимания, Кремль вбрасывает другие сюжеты, на фоне которых слияние судов якобы выглядит мелким техническим уточнением». Эксперт уверен, что это даже не пробные шары – общественное мнение готовят к тому, что Основной закон так или иначе надо менять.
Однако чего, собственно, не хватает власти в нынешней Конституции? В ее рамках благополучно существовали совершенно разные политические режимы: ельцинский, два срока путинского, медведевский… По мнению Николая Петрова, есть очень важная вещь, которая «проскакивает в том числе во время последней дискуссии – то, что Конституция имеет приоритет перед любыми международными обязательствами и решениями международных судов»: «Именно этого режиму не хватает в действующей Конституции – разного рода зацепок, которые позволяли бы власти игнорировать и отклонять решения по России, принятые международными организациями. Внутри страны Кремль делает все, что угодно, и Конституция ему здесь не помеха. А для мировой арены – для международных судов, для международных организаций очень было бы полезно с точки зрения Кремля добавить в Конституцию положения, позволяющие игнорировать решения европейцев по «делу ЮКОСа» и по другим делам, которые принимаются не в пользу российской власти». Эксперт уверен – если и стоит ожидать системных изменений Конституции, то только в этом духе: мол, это наш суверенитет и к нам не суйтесь.
Таким образом, сейчас отчетливо прослеживается тенденция модернизации Конституции в рамках современного политического контекста. Что, в общем-то, время от времени и должно происходить. В принципе ничего страшного здесь нет. От закрепленных в Конституции 1993 года уже устаревших реалий, наверное, избавляться надо. Но делать это нужно не так.
Во-первых, следует перестать твердить о незыблемости Конституции, имея в виду, что это ограничение распространяется на всех, кроме власти. Во-вторых, надо открыто обсудить с обществом, какие нормы Конституции мешают стране развиваться и что требуется вписать в Основной закон вместо них. После чего парламент исполнит привычную техническую работу по нажиманию кнопок.
А пока этого не случилось, в Думе ходят слухи о перспективах конституционного развития. Самые горячие из них касаются статуса правительства. Якобы есть и такой вариант: отделенной от президента исполнительной власти не будет, то есть в президентскую республику французского образца добавят чуток американизма в виде главы государства, одновременно возглавляющего и кабинет министров. Еще популярен слух, что ностальгия по славному советскому прошлому может наконец отразиться и в Конституции. Гражданам предложат парламент, который собирается на сессии по два раза в год на пару недель, чтобы одобрить законы, которые подготовило правительство. Кстати, этот аналог Верховного Совета СССР сулит немалую экономию бюджетных средств.
А тревожные заявления Зорькина Петров объясняет «обеспокоенностью председателя КС тем, что, сделав первый шаг по объединению высших судов, Кремль не остановится и наступит очередь Конституционного суда». В таком случае власть сошлется на США, где есть один Верховный суд и нет никакого Конституционного.   

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(1)


Яргенс Прагматик 11:35 28.11.2013

Начав менять Конституцию,В.Путин уже не может остановиться.Обладая неограниченными полномочиями как глава государства( поговаривают,что по полномочиям он уже превзошёл русского самодержца Николая Второго), "безальтернативный" теперь стремится на века закрепить свой личный принцип править страной : как мне надо,так и еду.То бишь,никто мне не указ как внутри страны,так и вне её границ.Очевидно,что В.Путин буквально в восторге от собственного беспредела в руководстве страной.И это толкает его проводить испытание окружающих на терпимость и безволие: то срок президентства увеличит,то отберёт полномочия у генпрокурора,то суды объединит,то волеизъявление народа напрочь прикроет,то ,разглагольствуя о духовных скрепах,публично разведётся.Теперь хочет убрать последнее,что его кое как сдерживает: выйти из под действия международного права.Хочет - значит уберёт.А народ безмолвствует,как баран,которого ведут на заклание.Такая вот загогулина с Конституцией,однако.



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Главный контрразведчик ФРГ стал жертвой социальных сетей

Главный контрразведчик ФРГ стал жертвой социальных сетей

Олег Никифоров

Как Интернет сработал против главы Ведомства по охране Конституции

0
623
Во Львовской области запрещают публичное использование "русскоязычного культурного продукта"

Во Львовской области запрещают публичное использование "русскоязычного культурного продукта"

0
530
Силиконовой долине в Грузии предпочли Чуйскую

Силиконовой долине в Грузии предпочли Чуйскую

Юрий Рокс

Тбилиси намерен взяться за реализацию неоднозначного и опасного проекта

0
1678
Государство как киномонополист

Государство как киномонополист

Министерство культуры продолжает резко вмешиваться в дела отрасли

0
1558

Другие новости

Загрузка...
24smi.org