0
2704
Газета Политика Интернет-версия

10.12.2013 00:01:00

Минюст хочет больше прозрачности в доходах чиновников

Тэги: минюст, чиновники, доходы, коррупция, конвенция оон


минюст, чиновники, доходы, коррупция, конвенция оон Александр Коновалов пытается скрестить 20-ю статью Конвенции ООН с российским законодательством. Фото РИА Новости

Госдуме, похоже, все-таки придется обсудить еще раз ст. 20 Конвенции ООН против коррупции, которая требует преследовать незаконное обогащение чиновников. Эта статья Россией не была ратифицирована. Минюст работает над тем, чтобы можно было и международные антикоррупционные обязательства выполнить, и принцип российской Конституции о презумпции невиновности не нарушить. Именно об этой дилемме недавно высказался Дмитрий Медведев.

Вчера, в Международный день борьбы с коррупцией, Минюст России сообщил, что ведомство готовит свои предложения по законопроекту «О внесении изменений и дополнений в закон «О ратификации Конвенции ООН против коррупции».

Напомним, что он давно внесен в нижнюю палату депутатами от оппозиционных фракций. Количество подписантов под документом перевалило за сотню. Однако до сих пор движения вокруг него не было — думское большинство блокировало инициативу под тем предлогом, что она, дескать, нарушает один из главных принципов Конституции РФ.

Стоит отметить, что противоречие принципу презумпции невиновности и было главным аргументом для правительства страны, когда оно в 2006 году отказалось дать парламенту рекомендацию ратификации ст. 20 и ряда иных статей антикоррупционной Конвенции ООН. Один из авторов оппозиционной инициативы о ее полной ратификации эсэр Дмитрий Горовцов напомнил, что этот аргумент существенным не является. Потому что, по его словам, «Конституционный суд в ряде постановлений давно объяснил: человек, поступающий на госслужбу, сознательно принимает тот факт, что некоторые его права могут быть ограничены». То есть для всех граждан презумпция невиновности обязательно должна действовать, а для чиновников ее можно отменить.

Однако, как известно, ст. 20 Конвенции ООН против коррупции «Незаконное обогащение» гласит: «При условии соблюдения своей Конституции и основополагающих принципов своей правовой системы каждое государство-участник рассматривает возможность принятия таких законодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, то есть значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать». Именно на первых строчках этой статьи российская власть и строит обоснование невозможности ее безоговорочной ратификации, а оппозиция их же подвергает сомнению с помощью мнения КС РФ.

О возможности возвращения России к ст. 20 на днях заявил премьер Дмитрий Медведев в интервью пяти российским телеканалам: «У нас вообще-то отвечают за вину, у нас есть презумпция невиновности. У нас нет объективного вменения, как это, кстати, иногда практиковалось в Средние века или в некоторых странах существует. А статья 20 исходит из предположения, что лицо предполагается виновным в совершении коррупционного правонарушения и должно само оправдываться, доказывать, что оно не коррупционер. Это вопрос выбора, на это можно пойти. И сейчас, кстати, предложение по статье 20 Минюстом готовится, сразу скажу. Но мы должны взвесить все за и против». В пользу ратификации, по его словам, – расширение методов борьбы с коррупцией, против — несовершенство нашей правоохранительной системы.

Вчера в пресс-службе Минюста слова премьера подтвердили: «Предложения Минюста России по данному вопросу будут сформулированы в рамках работы по законопроекту». Впрочем, Горовцов уверил, что пока активности не наблюдается. И предположил такой вариант разрешения проблемы: «Уже звучали такие заявления, что раз Россия ратифицировала Конвенцию, пусть и с изъятиями, то она может откорректировать свой Уголовный кодекс и без учета статьи 20». Между тем президент Центра политических технологий Игорь Бунин уверен, что, несмотря на очевидную необходимость ратификации статьи, этого не произойдет: «Медведев сказал, что якобы нужно вносить изменения в эту статью. Нельзя вносить изменения в статью, которую уже ратифицировали большинство государств. Поэтому ясно, что в нашей стране это лишь разговоры. Богатства большинства чиновников нажиты незаконным путем – начнется хаос». 


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
848
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
994
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1382
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1114

Другие новости