0
4623
Газета Политика Интернет-версия

16.06.2016 00:01:00

Бизнесмены от политики не ждут благословения Кремля

Тэги: партия роста, борис титов, евгений ищенко, маркетинговая стратегия, рекламная кампания, общество


партия роста, борис титов, евгений ищенко, маркетинговая стратегия, рекламная кампания, общество Деловой подход Бориса Титова к политической работе может смутить российского избирателя. Фото Николая Галкина/ТАСС

Деловой подход к партстроительству, как свидетельствует социология, не приносит в России ощутимых результатов. Последний пример этому – Партия роста (ПР) бизнес-омбудсмена Бориса Титова, рейтинг которой так и не превысил 1%. Эксперты считают, что изобретательных рекламных кампаний и знаковых фигур в партсписке недостаточно. Для успеха любой политструктуры ей по-прежнему требуется получить благословение Кремля, которое включит партию в медийную повестку, что приведет и к росту популярности. Перед этой традицией пока бессильны любые маркетинговые стратегии.

В прагматических целях глава Партии роста возобновил сотрудничество с предпринимателем и экс-мэром Волгограда Евгением Ищенко. Причиной размолвки между Титовым и Ищенко, как считают эксперты, стал отказ последнего принять участие в финансировании федеральной кампании этой политструктуры. Глава политической экспертной группы Константин Калачев полагает, что первоначальное решение разойтись было эмоциональным. Но эмоции прошли, вернулся прагматизм: «Я думаю, что Титов и Ищенко поняли, что больше потеряют, чем приобретут. Возможно, повлияли и данные предвыборной социологии. Ищенко был готов полностью финансировать кампанию партии в регионе. И он это уже делал. Дал он сейчас что-то на федеральную кампанию или нет – не берусь судить. Условий он никаких не выставлял. Вполне возможно, что Титов его убедил в чем-то, но это догадки».

Историю новой-старой политструктуры (Партия роста возникла из «Правого дела») вообще сопровождают подобные казусы. Ранее Титов уже анонсировал включение в генсовет своей партии представителей крупного бизнеса и значимых общественных персон. Они, впрочем, от своего участия оперативно отказались.

Такие ситуации представляют из себя наглядную демонстрацию того, что бизнес-подходы к политике в России не работают. Само по себе приобретение Титовым «Правого дела» напоминало покупку предпринимателем на рынке некоего актива. Глава Коммунистической партии социальной справедливости (КПСС) Андрей Богданов считает, что на этот выкуп и последующий реактивный ребрендинг могло уйти около 1 млн долл. Объясняется такая дешевизна просто: у партии были долги, а перед самыми выборами спрос на подобные пиар-кампании небольшой.

Соответственно избирательная кампания ПР – некая раскрутка своего бренда в соответствии с рекламной наукой. Для коммерческой фирмы подобные инструменты являются действенными, но вот «продать» партию избирателям куда сложнее. Скажем, из раза в раз Титов говорит о том, что его структура будет представлять интересы бизнесменов и всех тех, кто недоволен нынешней экономической ситуацией. Однако какое прикладное значение у этих заявлений? 

Ведь даже по самым оптимистичным подсчетам голосов бизнесменов и самозанятых не хватит для преодоления пятипроцентного барьера. Что же касается голосов остальных граждан – их может смутить как раз «деловой подход» партии. 

По словам социального психолога Алексея Рощина, «на сегодня в России в самых широких слоях преобладает очевидный антибуржуазный настрой, я бы даже сказал, несколько истерического толка – поэтому у четко буржуазных партий, думается, нет шанса». Между тем позиционирование ПР эксперт называет большой загадкой: какой-то четкой ориентации на конкретного избирателя у них нет.

Не все гладко и с некоторыми аспектами маркетинговой стратегии политструктуры. «Свобода работать и зарабатывать, свобода предпринимать!» – говорится на ее сайте. Между тем эти слова представляют собой кальку с провальной рекламы Союза правых сил (СПС) 2003 года. Напомним сюжет: лидеры СПС Борис Немцов, Анатолий Чубайс и Ирина Хакамада летят в роскошном бизнес-джете, рассказывая избирателям о свободе предпринимательства.

Сайт ПР является, помимо прочего, еще и социальной сетью – такая функция доступна при переходе на страницу «Жизнь партии». И это действительно оригинально и интересно. Однако рядом с этой вкладкой располагается другая, при помощи которой политструктуре можно перечислить деньги. И называется она «Деньги в рост», что неизбежно наводит на аналогии с отрицательно воспринимаемым в обществе ростовщичеством. «Во всяком случае, о партии говорят, – комментирует кампанию Титова Константин Калачев. – Хотя ее проекты в Интернете мне удачными не кажутся. Но это лучше, чем вообще ничего не делать».

В партии Титова старательно работают над имиджем, но популярности это пока не принесло.		Фото со страницы Молодежного крыла Партии роста в Facebook
В партии Титова старательно работают над имиджем, но популярности это пока не принесло. Фото со страницы Молодежного крыла Партии роста в Facebook

По мнению директора отдела по работе с клиентами M&C Saatchi Нины Шарутиной, с точки зрения рекламной кампании все у Партии роста в порядке: «Есть маркетинговая стратегия, ключевые сообщения и ценности бренда. Все они аккуратно разложены по каналам коммуникации – упор на Digital, пиаре и ивентах. В некоторых направлениях, видимо, были перегибы: обыгрывать праймериз «Единой России», проводя предварительное голосование в своем молодежном крыле, – не самая перспективная задумка. Однако даже если где-то есть изъяны, то в комплексе кампания должна работать на общее стратегическое продвижение бренда, а затем – и на его продажу, в данном случае – избирателю». Стало быть, если реклама не работает (рейтинг застыл на отметке в 0,7%), то причины в чем-то другом.

Так, Богданов считает, что власть сегодня не заинтересована в партии Титова, стало быть, не заинтересовано в ней и общество. А потому, продолжает эксперт, нет ни положительной динамики в социологии, ни шансов на выборах. На его взгляд, сейчас среди непарламентских структур есть только две, которые могут преодолеть трех- и, возможно, пятипроцентный барьер. Обе они социалистического толка – это «Коммунисты России» и Партия пенсионеров за справедливость. И у тех, и у других есть идеология и хорошие показатели на различных кампаниях минувших лет – значение же даже самых изобретательных рекламных стратегий сегодня стремится к нулю.

«Одни учатся на чужих ошибках, другие – на собственных, – продолжает ту же мысль Калачев. – Бизнес-подходы в политике не работают. Но надо отдать должное Титову – партия по-прежнему на слуху. Шансы взять 5% малы. Но дорогу осилит идущий – наберутся опыта, потом пригодится».

Надо сказать, что в истории есть немало примеров неэффективности бизнесменов в политике. Одна из самых знаменитых рекламщиц 90-х, «королева Мэдисон-авеню» Шарлотт Бирс, которой в начале нулевых поручили заняться имиджем США в мире, со своими обязанностями не справилась: будучи искушенной в рекламе, она не имела никакого политического опыта.

Проблема же Титова, надо полагать, в другом. Наиболее близкая к Партии роста из ныне действующих политструктур – «Гражданская платформа». Организованная бизнесменом Михаилом Прохоровым, она не просто заполучила в свои ряды значимых региональных персон, в том числе предпринимателей. Во-первых, она делала упор на развитии гражданского общества, то есть обращалась к широкому кругу избирателей. Во-вторых, развивалась постепенно: по результатам кампаний в законодательные собрания и органы местного самоуправления 2013–2014 годов добилась наилучших результатов среди всех непарламентских партий. В-третьих, не последнюю роль в успехе политструктуры сыграло противостояние с действующими властями, олицетворением которого стали выборы мэра Екатеринбурга, которые выиграл Евгений Ройзман.

Однако Андрей Богданов настаивает, что важнейшим ингредиентом региональных побед Прохорова была заинтересованность Кремля в существовании его партии. Сейчас же она пропала, потом фактически пропала и партия.

Выходит, что любое партстроительство без одобрения федерального Центра является неким политическим авантюризмом. С другой стороны, тот же Кремль демонстрирует как раз деловой подход. Титов не получил от него одобрения и лицензии на раскрутку, однако и палки в колеса ему не вставляют. Надо полагать, причина как раз в бизнесе – в буквальном смысле этого английского слова. Напомним, что во всех своих интервью Титов заявляет, что конкурировать намерен не с «Единой Россией», а с КПРФ. Те, дескать, очень активно работают с малым и средним предпринимательством, но все это популизм.

Как известно, бизнес на самом деле поддерживает «Единую Россию» на выборах всех уровней. Объясняется это просто: партия власти является, по сути, единственной возможностью для предпринимателя хоть как-то достучаться до этой самой власти. Но есть и исключения: победа коммуниста Сергея Левченко на выборах губернатора Иркутской области стала определенного рода сигналом для федерального Центра: в стране много «обиженных», но еще достаточно сильных предпринимателей, которые не прочь оказать поддержку оппозиции.

Данную карту разыгрывают коммунисты, эсэры и некоторые непарламентские партии, например, «Яблоко» или «Патриоты России». Против первых – и наиболее активных на этом фронте – выстроен спойлерский заслон в виде «Коммунистов России» и КПСС того же Богданова. Однако это исключительно электоральная история – проблему предпринимателей, которые не прочь поддержать оппозицию рублем, она не решает. А потому и существование Партии роста, которая, по сути, апеллирует как раз к таким «оппозиционным» бизнесменам, в конечном счете должно быть выгодно Кремлю.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Правящая коалиция в Польше укрепила позиции в крупных городах

Валерий Мастеров

Премьер заочно поспорил с президентом о размещении в стране ядерного оружия

0
870
Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Асад не теряет надежды на сближение с Западом

Игорь Субботин

Дамаск сообщил о сохранении переговорного канала с Вашингтоном

0
1034
ЕС нацелился на "теневой флот" России

ЕС нацелился на "теневой флот" России

Геннадий Петров

В Евросоюзе решили помогать Украине без оглядки на Венгрию

0
1304
Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Инвестиционные квартиры нужно покупать не в столице, а в Таганроге

Михаил Сергеев

Реальные шансы на возврат денег от приобретения новостроек снижаются

0
968

Другие новости