0
2428
Газета Политика Печатная версия

22.05.2019 20:36:00

Появится ли большое "дело "Открытой России"

Следователи опрашивают активистов движения как свидетелей деятельности "нежелательной организации"

Тэги: открытая россия, нежелательные организации, скр, анастасия шевченко


открытая россия, нежелательные организации, скр, анастасия шевченко Ростовский координатор «Открытой России» Анастасия Шевченко стала первой обвиняемой по статье 284.1 УК. Фото с сайта www.svoboda.org

Следственный комитет России (СКР), по информации «НГ», продолжит опрос свидетелей по делу ростовского координатора «Открытой России» (ОР) Анастасии Шевченко, которая обвиняется в сотрудничестве с «нежелательной организацией». У следователя уже побывал экс-лидер ОР Андрей Пивоваров, был вызван и политэмигрант Владимир Кара-Мурза, вместо которого ответы давал его адвокат Вадим Прохоров. Он и сообщил, что вопросы, задаваемые правоохранителями, в основном касаются всего движения. Эксперты допускают, что в отношении ОР, вполне возможно, будет открыто большое уголовное дело.

Как рассказал «НГ» Прохоров, он привез в СК уведомление, что Кара-Мурза отсутствует в стране. Адвокат имел возможность увидеть вопросы, их около 25, по «делу Шевченко» – статья 284.1 Уголовного кодекса «Осуществление деятельности нежелательной организации». Самой активистки касались лишь две позиции – что она делала или не делала в ОР. Большинство же вопросов касались самой организации Михаила Ходорковского.

Речь шла об истории создания ОР, источниках ее финансирования, о ее основателях и учредителях, других персоналиях, а также конкретных направлениях деятельности – кто за что отвечает и т.д. О Кара-Мурзе Прохорова тоже спросили: сотрудничает ли тот с ОР, кем в ней является и на что вообще живет. «Также был интересный вопрос: осведомлен ли он о том, что деятельность ОР является нежелательной и влечет уголовную ответственность? Вопрос из серии: перестали ли вы пить коньяк по утрам?» – заметил Прохоров.

По его словам, «следователи в Москве действовали по поручению ростовских коллег, присланному через центральный аппарат СК, причем они сознательно привязали британскую нежелательную организацию к российскому движению, не имеющему юридического лица, хотя с точки зрения закона это недопустимо».

Исполнительный директор ОР Андрей Пивоваров, до недавнего времени бывший лидером движения, по «делу Шевченко» также уже опрошен. Вопросы к нему совпали с теми, которые видел Прохоров. У Пивоварова пытались взять подписку о неразглашении, но он отказался ее давать. На вопросы Пивоваров не ответил, сославшись на статью 51 Конституции, но получил от следователя совет этим правом не злоупотреблять.

По данным Пивоварова, на допрос теперь будут приглашать всех членов совета ОР – так было написано в документе о мере пресечения Шевченко. По его мнению, все дело в активизации «дела Шевченко», так как она с января находится под домашним арестом. К перспективам же нового большого дела против всей ОР Пивоваров отнесся скептически – мол, «никаких оснований по закону возбуждать его нет, а есть ли политическая воля, время покажет». По мнению же Прохорова, происходящее напоминает подготовку нового политического дела по образцу ЮКОСа. «Думаю, что окончательное решение по формату и масштабу дела еще не принято, но сбор материалов уже идет. Об этом говорят объем замаха, общий вектор работы следователей, глубина и дотошность вопросов. Но решение находится в подвешенном состоянии. Видимо, они сейчас на распутье», – заявил адвокат Кара-Мурзы. Прохоров уверен, что цель очевидна – попытаться запугать российское гражданское общество, которое в последнее время начало активно себя проявлять.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин заявил «НГ», что новое большое дело против оппозиции вполне возможно, вопрос только в том, что это будет за дело. «Дело ЮКОСа» – это дело против корпорации, которую объявили криминальной организацией, а здесь общественная организация. Если дело и будет заведено, то оно больше будет похоже на третье неудавшееся «дело ЮКОСа» – то есть «дело экспертов», готовивших заключение по второму делу компании Ходорковского. И здесь мы видим обвинения в сотрудничестве с ОР как с «нежелательной организацией». Власть хочет послать сигнал обществу, что любое взаимодействие с экс-олигархом объявляется недопустимым», – пояснил эксперт.

Он отметил, что проблемой для активистов ОР, которые могут в это дело попасть, будет то, что многие живут в регионах, они не имеют медийной раскрутки, а следовательно, и общественного резонанса будет меньше. Что касается интереса властей в «большом деле ОР», то прежде всего Макаркин видит такой – приструнить общество, держать протестную активность под контролем. Но для власти есть и существенные риски, полагает эксперт: общество стало более скептически относиться ко всем решениям власти, в том числе и касательно оппозиции. «Если бы в 2014 году такое дело общество даже приветствовало, то теперь люди с большим сочувствием относятся к оппозиции», – сказал «НГ» Макаркин. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Премьер-министр Индии сделал ставку на индусов

Премьер-министр Индии сделал ставку на индусов

Владимир Скосырев

В преддверии выборов Моди решил разыграть религиозную карту

0
1516
Антониу Гутерриш. Международный женский день под лозунгом инвестиций

Антониу Гутерриш. Международный женский день под лозунгом инвестиций

Антониу Гутерриш

Как покончить с патриархатом

0
4622
Около 5% россиян зачислены в кадровый резерв

Около 5% россиян зачислены в кадровый резерв

Анастасия Башкатова

Борьба за работников для части предприятий может стать смертельной

0
3358
Более высокая зарплата у коллег демотивирует каждого пятого россиянина

Более высокая зарплата у коллег демотивирует каждого пятого россиянина

Ольга Соловьева

Наименьшая удовлетворенность заработками отмечается в промышленности

0
3196

Другие новости