0
1097
Газета Печатное дело Интернет-версия

05.09.2007 00:00:00

Полумесяц над джунглями

Алексей Малашенко

Об авторе: Алексей Всеволодович Малашенко - доктор исторических наук, член научного совета Московского Центра ККарнеги.

Тэги: ислам, африка, книга


Саватеев А. Д. Исламская цивилизация в тропической Африке. – М.: Изд-во Института Африки РАН, 2006, 304 с.

В последнее время российское научное сообщество уделяет изучению Африки значительно меньше внимания, чем это было в 1960–1980-е гг. Тем больший интерес представляет монография Анатолия Саватеева, посвященная крайне важной теме, которая, увы, все еще остается на периферии отечественной науки.

Автор избрал чрезвычайно широкую проблему: история ислама в Африке. Междисциплинарность – одна из наиболее очевидных и ярких черт его работы. Она предельно усложняет работу исследователя, но в то же время открывает читателю широкомасштабную картину экспансии ислама в тропической Африке на протяжении более чем тысячи лет. Ислам не только стремительно распространяется вширь, продвигаясь на юг и в центральные районы континента, но и закрепляется в сознании и чувствах африканцев, социокультурной и экономической сферах, правовых институтах и политической жизни.

Африканский континент уникален с точки зрения темпов и масштабов его исламизации. Существует мнение, что со временем именно он может превратиться в главный источник религиозного радикализма. На это указывает, например, опыт нынешней Нигерии и ряда других африканских стран.

В результате синтеза элементов исламской цивилизации (а именно мусульманских духовных орденов, так называемых тарикатов) и африканских социокультурных структур (в частности, половозрастных классов) возникают оригинальные исламские организации. Они сугубо африканские по происхождению и мусульманские по функциям и содержанию. Именно эти «смешанные» структуры, как убедительно свидетельствует Саватеев, могут стать локомотивом в социально-экономическом, культурном и политическом развитии исламизированных африканских обществ.

Заслуживает внимания и другой вывод автора – о становлении тех же тарикатов в качестве элементов гражданского общества. Орден Муридийя (Сенегал) в определенном смысле примиряет западный индивидуализм и солидаризм африканского и мусульманского обществ. Эта сторона исследования Саватеева в значительной мере восполняет спад интереса российских исламоведов к проблеме мусульманских братств. В последние годы ученые сосредоточили свои усилия главным образом на радикальных формах исламской идеологии и практики (исламизм, фундаментализм, джихадизм и проч.). В то же время в тарикатском исламе происходят процессы, кажущиеся неожиданными. Речь идет о политизации этой разновидности ислама и стремлении его адептов играть все более заметную роль в общественной жизни. Тем интереснее сравнить результаты анализа на материале Африки с наблюдениями, например, исламоведов-кавказоведов.

Исламская цивилизационная система, как показывает Саватеев, весьма далека от единообразия. При общности основных, базовых принципов ислама как веры она отличается набором культурных и социальных элементов в зависимости от региона, политическими особенностями – вплоть до проявлений терроризма, которые, как, например, в Танзании, отнюдь не отменяют доминирующие мирные отношения между приверженцами ислама и христианства. Крайний консерватизм в виде фундаментализма уживается с проявлениями свободомыслия, нищета черных мусульман – с роскошной жизнью индопакистанских бизнесменов-исмаилитов в Восточной Африке, ненависть к Западу и США в рамках одной мусульманской общины могут сосуществовать с уважением к материальным успехам североамериканской и европейской цивилизаций.

Говоря о разнообразии исламской цивилизации, ученый не может пройти и мимо фактов, свидетельствующих об усилении влияния ее смыслообразующего ядра. Официальное включение шариатских норм в правовую систему двенадцати северных штатов Нигерии, превращение шариатских судов в центр военно-политической борьбы за воссоздание государственности в Сомали, усиление требований о признании исламских законов в качестве орудия правосудия в ряде западноафриканских государств – все это убеждает в том, что здесь происходит сдвиг в направлении исламизации как правовой, так и политической сфер. В свете относительной слабости государства, разгула преступности, тотальной коррупции и неэффективности западной модели государственности требование внедрения исламских правовых норм становится всеобщим там, где мусульмане составляют относительное большинство. В то же время автор разводит естественное стремление людей к безопасности и порядку и политический ислам, тем более его экстремистские проявления.

Знание деталей африканского мира Саватеев подкрепляет умелым применением цивилизационного подхода, что придает работе фундаментальность. Однако возражения вызывает несколько заниженная оценка роли западной цивилизации на Африканском континенте и в мире в целом. Бросаются в глаза повторы отдельных тем. Не помешали бы и более свежие данные, например о размерах и формах финансовой помощи арабских государств и фондов их африканским единоверцам.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
632
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1313
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1145
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2193

Другие новости