0
9436
Газета Печатное дело Печатная версия

15.10.2014 00:01:00

Сахарный Крым

Новая патриотическая симфония духовности и политики от Александра Проханова

Тэги: проханов, крым, православие, россия, политика


проханов, крым, православие, россия, политика «Бывали времена, когда волею Господа патриарший посох превращался в державный скипетр», – сказал Патриарх. Нет, не настоящий, а книжный, из романа Проханова. Фото с сайта www.patriarchia.ru

Проханов А.А. Крым. – М., Центрполиграф, 2014.

Новый роман Александра Проханова под названием «Крым» – это горячий пирожок с пылу с жару политической кухни. Книжка подписана в печать в июле с.г., то есть спустя несколько месяцев после исторических событий, когда полуостров перестал быть частью Украины и стал частью России. Конечно, никого не удивишь тем, как быстро Проханов воплощает в художественном слове актуальную повестку дня.

Впрочем, сам Крым появляется в романе как-то смутно, в виде мистического предчувствия, на которые так богаты тексты писателя-трибуна. В основу сюжета скорее легли факты зимы-весны 2012 года. Проханов черпает образы героев, коллизии и публицистический накал из гущи «болотных» событий, превращая политическое противостояние власти и «рассерженных горожан» в микс из публицистики в стиле газеты «Завтра» и оккультного триллера. Тема Крыма, кажется, попала в текст в последний момент, когда сюжет менять было поздно, оставалась лишь возможность вставить заветное слово между строк.

Проханов не был бы Прохановым, если бы не создал из ленты политических новостей сагу о борьбе добра со злом, разворачивающейся в Кремле и других «местах силы» нашей страны. В романе присутствует полный комплект прохановского мифотворчества. В качестве сквозной идеи – мессианская роль русского народа, который на протяжении своей истории занимается строительством рая на земле под водительством то Серафима Саровского, то Сталина, то президента Лабазова, в котором угадывается один известный политический лидер России. Запад, естественно, ему в этом мешает.

В центре романа образ вице-премьера по оборонно-промышленному комплексу, который верно служит президенту Лабазову, строит двигатели для космических ракетоносцев, подводные лодки и ракеты. Он молится иконе Богоматери Державной, бриллиантовый блеск оклада которой смешивается в его воображении с пламенем испытываемых супердвигателей, а подлодка видится ему гигантской иконой Богородицы, уходящей в глубь Мирового океана, чтобы хранить Россию своим ядерным покровом.

Потом появляется философ и политтехнолог с гипнотическим взглядом васильковых глаз и убеждает вице-премьера в его призвании спасителя России от либералов-вредителей. Голубоглазый искуситель, конечно, никакой не русский, а прибыл из Калифорнии, чтобы устранить главную надежду Святой Руси на возрождение. Если бы не васильковые глаза, можно было бы подумать, что прообразом колдуна-политтехнолога стал известный олигарх, живший и умерший в Лондоне, который однажды своими сладкими речами не на шутку увлек самого автора романа. Итак, вице-премьер поддается чарам политтехнолога и своему честолюбию, в результате теряет все и превращается в калику перехожего, который ищет смысл жизни и свое предназначение на просторах Руси. В конечном счете, пройдя инициацию послушания, вице-премьер, смиренный, но полный творческих сил, на рокочущем вертолете доставляется в Москву, чтобы вновь верно служить президенту Лабазову.

18-7-5.jpg

Герой романа проходит через различные искушения и очарования – то духами русского леса и его хозяина-медведя, то космическими энергиями раскопок допотопного города Аркаима, то гигантскими петроглифами на скалах по берегам реки Лены, где Бог начертал тайны бытия.

Особое место занимает образ православного Патриарха, который принимает героя в своей роскошной резиденции и обсуждает с ним политические планы. Интересно, что встреча с Патриархом становится одним из важных инструментов в коварном плане политтехнолога с васильковыми глазами. Патриарх принимает участие в съезде партии вице-премьера, что используется как главный повод для его отставки и политического падения.

При этом герой романа вдруг обнаруживает, что Патриарх полон политических амбиций и сам не прочь возглавить Россию. Он просит у Патриарха об исповеди, чтобы снять с души многочисленные грехи, но тот, недослушав, быстро ему их отпускает. Интересно, что после многочисленных испытаний первые шаги к очищению начинаются с искренней – не в пример патриаршему таинству – исповеди героя монаху-фанатику, который ведет группу приверженцев в пещеру, чтобы переждать конец света, который вот-вот наступит. Монах убеждает последователей, что Господь уничтожит все человечество, но они одни спасутся и для них на новой земле будут построены лучезарные чертоги, где они смогут прислуживать воскресшей семье Николая II. Конечно, нашему искушенному читателю не надо напоминать о пензенских затворниках 2007 года, с которых и писался групповой портрет этой секты.

Насчет конца света монах ошибается. России, по мнению автора, суждено построить царство Божие на земле, надо только крепить оборонный потенциал и отринуть индивидуализм. Конец света в этом сценарии не предусмотрен. Ну а что Крым? Роль этого символа в романе в общем-то не ясна, можно только догадываться, что с ним будет связано начало совместного пути России и героя романа к светлому будущему.

Беллетристика Проханова особенно интересна тем, что в ее мифологическую ткань вплетены разношерстные нити. Русское мессианство для писателя-патриота – это одновременно и православие, в том числе течения православия, оппозиционные церковному официозу, и сталинизм с его главным святилищем Волгоградом-Сталинградом, и древнее язычество, где русская природа, кровь и почва, а также культ любого политического лидера, который наведет порядок сильной рукой и вдохновит на подвиги народ, который без подвигов не живет, а медленно умирает. Традиционные русские ценности в понимании Проханова можно понимать в каждом из указанных смыслов в зависимости от требований политического момента.

Вот такая публицистическая сказка с намеком.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Порошенко сменил  риторику

Порошенко сменил риторику

Татьяна Ивженко

За полгода до президентских выборов основные кандидаты соревнуются в антироссийских лозунгах

0
380
Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Рок обвертеть собой иль икру, иль сало

Евгений Лесин

Елена Семенова

К 310-летию со дня рождения сатирика и дипломата Антиоха Кантемира

0
881
Их могло быть намного больше

Их могло быть намного больше

Виктор Леонидов

Русские страдания по Нобелевской премии

0
127
«Катарсис» без катарсиса

«Катарсис» без катарсиса

Владимир Соловьев

Таблетки правды вам будут давать те же люди, что скармливали таблетки лжи

0
246

Другие новости

Загрузка...
24smi.org