0
2195
Газета Печатное дело Печатная версия

18.11.2015 00:01:00

Что думал Бергольо, пока не стал папой

О диалоге архиепископа и раввина, почти полностью друг с другом согласных

Тэги: бергольо, папа франциск, авраам скорка, диалог, католики, иудаизм, антисемитизм, холокост


19-7-13.jpg

Хорхе Марио Бергольо, Авраам Скорка. О небесном и о земном. 

– Текст: Книжники, 2015. – 286 [2] c.

Можно сказать, что русское издание сборника бесед архиепископа Хорхе Марио Бергольо, ныне известного как папа Римский Франциск, и аргентинского раввина Авраама Скорки несколько запоздало. На Западе эту книгу стали читать и переводить, как только новый понтифик вышел на балкон собора Святого Петра. Все хотели понять, кто такой аргентинский папа, каких он придерживается взглядов, по какому пути поведет Церковь. Сейчас это более-менее понятно.

В западной прессе эта книга давно разошлась на цитаты. Например, Бергольо говорит о дьяволе: «Я верю, что дьявол существует. Пожалуй, его величайший успех в наше время состоит в том, что он внушил нам, будто он не существует, будто все упорядочивается в чисто человеческой плоскости». Эти слова человека, ставшего папой, приводили, чтобы подчеркнуть его консерватизм и латиноамериканскую эксцентричность.

Или вот – из разговора об однополых браках: «Если Господь при сотворении мира рискнул и сотворил нас свободными, то кто я такой, чтобы вмешиваться?» Эту фразу Бергольо вспоминали те, кто рассчитывал на либерализацию пусть не церковной доктрины, но хотя бы практик.

Несомненное достоинство книги состоит в том, что собеседники изъясняются легким и доступным языком, даже когда ссылаются на интеллектуальную традицию. Нет казенных формулировок в духе межрелигиозных круглых столов. Нет и зауми кабинетных теологов, которые, в отличие от обычных людей, по ночам считают не овец, а ангелов на кончике иглы и поэтому плохо спят. Это диалог тех, кого в религиозном мире принято называть пастырями, духовными учителями. Они имеют дело с живыми людьми, а не только с Фомой Аквинским и чиновниками.

В недостатках книги, в свою очередь, нет особенной вины Бергольо и Скорки. Они общаются как друзья и не обязаны играть придуманные роли, бросаться друг на друга с кулаками. В результате их диалог практически лишен остроты. Это касается и темы отношения Католической церкви к евреям, ее поведения во время холокоста. Казалось бы, тут собеседникам придется повысить голос. Но они очень деликатны друг с другом, и может даже показаться, что архиепископ убеждает раввина.

Это естественно для друзей и вместе с тем искусственно, если диалог Бергольо и Скорки призван продемонстрировать способ преодоления противоречий, конфликтов между верующими. Стороны слишком быстро и охотно находят общий язык. В книге нет и следа мучительного поиска взаимопонимания. Впрочем, может, у евреев и католиков в Аргентине все гладко? Но тогда и книгу бы не издавали. Тогда и разговора о католическом антисемитизме у Бергольо и Скорки бы не случилось.

Скорое стирание противоречий означает, что и такая цель диалога, как взгляд на себя глазами Другого, лучшее понимание самого себя через общение с Другим, не достигается. Сложно проникнуться уважением к чужой точке зрения, чужим идеям, чужой вере, если не осознавать хотя бы частичную условность, ограниченность собственных взглядов. В диалоге Бергольо и Скорки ничто не подталкивает к этому собеседников, они как будто лишний раз убеждаются в том, что во всем правы.

Отвечает ли книга на вопрос о том, кто такой папа Франциск? И да, и нет. Да, потому что мы видим в хорошем смысле приземленного человека, не убегающего от реальности и неагрессивного. Примерно такой стиль понтифик и пытается привить Церкви.

Вместе с тем папа Римский – политик. Он вынужден лавировать между кланами и группами влияния. Он должен оберегать наследие прежних пап. Он должен заниматься профилактикой раскола, не уходить ни в чрезмерный либерализм, ни в бронебойный консерватизм. Рим заставляет иерарха из церковной провинции смотреть на мир немного под другим углом, чем когда он был в Буэнос-Айресе.

А вот раввину Аврааму Скорке стоило бы снова, сейчас поговорить со своим другом. Вдумчиво. Что бы он увидел и услышал?


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Кардинал переложил вину на святого папу

Кардинал переложил вину на святого папу

Милена Фаустова

Во Франции завершился процесс над архиепископом Лиона

0
481
"Сегодняшний Ватикан мало отличается от сталинского Кремля"

"Сегодняшний Ватикан мало отличается от сталинского Кремля"

Павел Скрыльников

Изгнанный мальтийский рыцарь – о том, как в понтификат Франциска прижился управленческий стиль латиноамериканских диктаторов

0
4359
Цивилизованный мир провалил тест на антисемитизм

Цивилизованный мир провалил тест на антисемитизм

Юрий Каннер

Европа забывает про Холокост и возрождает старые предрассудки

0
3691
Для разрешения ситуации в Керченском проливе не нужны посредники

Для разрешения ситуации в Керченском проливе не нужны посредники

Юрий Паниев

Париж призывает Москву и Киев к деэскалации конфликта

0
1329

Другие новости

Загрузка...
24smi.org