0
2119
Газета Тенденции Печатная версия

07.10.2015 00:01:00

Папа Франциск уже не либерал?

В Америке понтифик напомнил о своих консервативных взглядах

Тэги: папа франциск, католики, ватикан, куба, кастро, сша, обама, однополые браки


папа франциск, католики, ватикан, куба, кастро, сша, обама, однополые браки Тему дискриминации верующих на Кубе в беседе с Фиделем Кастро папа Франциск скорее всего не поднимал. Фото Reuters

Недавно завершившийся вояж папы Римского Франциска на Кубу и в США показал, что имидж «доброго понтифика», достаточно открытого, не склонного к излишнему догматизму и способного на нестандартные поступки, продолжает работать как громоотвод. Франциск с самого начала своего понтификата сумел подружиться с либеральными массмедиа – на контрасте с предшественниками на Святом престоле. Во многом поэтому к нему не липнет все то, что на Бенедикте XVI висело бы гирями.

Простой пример. Бенедикт XVI на Генассамблее конференции католических епископов Латинской Америки и стран Карибского бассейна в 2007 году в бразильской Апаресиде заявил, что европейцы вовсе не насаждали среди индейцев чужую культуру. Напротив, коренные жители Америки сами внутренне искали Христа, и тут очень вовремя подоспели конкистадоры. Ассоциации индейцев были словами папы обескуражены, газеты вынесли эту тему на первые полосы, она легла тенью на весь визит Бенедикта XVI в Бразилию. По возвращении в Рим он заявлял, что его «неправильно поняли».

Папа Франциск 23 сентября с.г. канонизировал миссионера-францисканца Хуниперо Серру и совершил по этому случаю торжественное богослужение в вашингтонской базилике Непорочного Зачатия. Серра в XVII веке сопровождал конкистадоров на западном побережье Северной Америки. Местных жителей обращали в христианство порой довольно жестоко, некоторых брали в рабство, а культура индейцев полностью искоренялась как языческая. Известны случаи других испанских миссионеров (например, доминиканца Бартоломе де Лас Касаса), выступавших против насильственного обращения индейцев и их превращения в рабов. Другими словами, модель поведения Хуниперо Серры не спишешь целиком на его нелегкие времена.

Калифорнийские индейцы выразили недовольство в связи с канонизацией францисканца. Однако по большому счету этот сюжет остался на задворках тематических сайтов. Сомнительная канонизация не испортила ни папе, ни американским журналистам обедню, равно как утреню и вечерню.

На Кубе, Острове свободы, папа Франциск был скован соображениями дипломатической целесообразности. Не худший вариант, если вспомнить регулярные проколы ватиканской дипломатии при Бенедикте XVI. Так или иначе, Франциск общался с Раулем Кастро и нанес визит Фиделю Кастро, но не встречался ни с кем из диссидентов. Критики кубинского режима отмечают, что, несмотря на декларированную законодательством свободу совести, местные верующие подвергаются дискриминации при приеме на работу, католические активисты преследуются, а так называемые домашние церкви закрываются властями. Об этом Франциск не говорил публично, и не известно ничего о том, чтобы эти темы поднимались в его беседах с братьями Кастро.

Папа отказался от своей смелой спонтанности, сыграл в realpolitik, но, похоже, никого, кроме итальянского ватиканиста Сандро Магистера, это не разочаровало. Между тем на Франциска начали клеить этикетки примирителя народов и эпохального героя. Иоанн Павел II занимал Святой престол и отошел в мир иной в ореоле «победителя коммунизма», хотя коммунизм пал по вполне объективным социально-экономическим причинам. Сейчас Франциска называют чуть ли не дирижером американо-кубинской оттепели, отмечая к тому же, что он благословил примирение колумбийского правительства с левыми повстанцами.

Куда более громким казусом, вокруг которого все-таки застучали журналистские клавиатуры, стала встреча папы с Ким Дэвис в здании нунциатуры в Вашингтоне. Дэвис – кентуккийская чиновница, отказавшая в регистрации однополого брака по религиозным убеждениям и вопреки новому федеральному закону. Она провела несколько дней в заключении. Теперь Дэвис – политическая активистка, которой каким-то образом удалось попасть к папе Франциску и которая теперь ссылается на его поддержку и понимание. Примечательно, что Ким Дэвис – вовсе не католичка, а протестантка-пятидесятница.

Осведомленные американские журналисты пишут, что встречу папы с кентуккийской активисткой организовал без ведома Ватикана нунций Карло Мария Вигано. Его имя не первый раз всплывает в прессе, разбрасывая скандальные брызги. О нем писали, что при госсекретаре Тарчизио Бертоне он рассчитывал на пост председателя Папской комиссии по делам государства-града Ватикана. Ждал, что его продвинут по службе, а его подвинули – на работу в США. После этого Вигано стал писать папе Бенедикту XVI о коррупции в ватиканских структурах, эта корреспонденция как будто случайно попала в СМИ и спровоцировала серьезнейший скандал. Сейчас, если информация американской прессы верна, получается, что он подставил уже нынешнего понтифика. Интересно в таком случае последить за его дальнейшей карьерой…

В случае с Дэвис ватиканской пресс-службе пришлось реагировать и объясняться. Было заявлено, что факт частной встречи не означает официальной «всецелой» поддержки Дэвис со стороны Ватикана. Налицо, конечно, имиджевый прокол, носящий многие черты аппаратной неразберихи времен кардинала Бертоне и Бенедикта XVI. Пресс-служба почему-то полагала, что факт встречи удастся скрыть, хотя было очевидно, что в интересах самой Ким Дэвис придать ему огласку. Когда информация просочилась в прессу, ватиканские структуры отказались от комментариев и двое суток держали рот на замке. После того как вышло официальное заявление, остается неясным, что означает отказ поддержать Дэвис «всецело». В чем-то, значит, Ватикан с ней солидарен? В чем?

Для Бенедикта XVI это была бы бомба. А для Франциска? Либеральная пресса не пропустила сюжет. Но она вовсе не обличает папу со всей возможной суровостью. В New York Times можно прочитать довольно спокойные колонки о том, что Франциск вовсе не такой уж либерал, каким его почему-то решили считать. Но в то же время журналисты центральной американской газеты разбираются в том, кто подставил папу (называется как раз фамилия Вигано). Пишут и о том, что там же, в нунциатуре, Франциск встречался со студентом-геем.

Впрочем, если бы Ким Дэвис не было, ее стоило бы придумать и привезти в Вашингтон на встречу с папой. Дело в том, что роман Франциска с либеральной общественностью затянулся. Он начался с того, что имидж аргентинского понтифика с первого дня противоречил сложившемуся имиджу Католической церкви, догматичной, неподвижно-консервативной, оторванной от реальности, бюрократизированной.

В США эта самая Церковь в лице епископата и активистов борется с администрацией Обамы, которая, во-первых, навязала всем однополые браки, а во-вторых, включает средства контрацепции в пакет гарантированных государством услуг здравоохранения. Сопротивляться этому, по мнению американских католиков-консерваторов, означает отстаивать свободу совести (religious freedom).

Папа Франциск не уклонился от участия в этой политической, по сути, дискуссии. О необходимости соблюдения свободы совести он заявил и лично Обаме в Белом доме, и на встрече с епископатом в Филадельфии. Он посетил группу монахинь, подавших в суд на правительство из-за гарантированной контрацепции. И встреча с Ким Дэвис вполне вписывается в этот ряд. В вопросах миграции или экономики папа придерживается левых взглядов, но в том, что касается этики, он правый, консерватор. Это сочетание, к слову, не дает возможности никому из американских политиков – ни республиканцам, ни демократам – заявлять, что папа на их стороне.

Известный тонкими оценками и информированностью ватиканист Джон Аллен пишет о «Франциске 2.0». Это не значит, что понтифик изменился. Скорее, общественности пора протрезветь. Папа всегда был консерватором. Для него гомосексуализм – грех, контрацепция противоречит природе, а однополые браки недопустимы. Относительное новаторство Франциска заключается в том, что он концентрируется не на совершенном грехе, а на том, как относиться к согрешившим. И здесь он весьма гуманен, мягок, если угодно, прогрессивен и либерален. Он против унижения, остракизма, отчуждения. Он даже объявил Год милосердия, разрешив духовенству прощать совершивших аборт. И это немало.

Возможно, консервативный акцент был важен в преддверии очередного Синода епископов в Риме. Благодаря этому пресса не будет раздувать из мелких либеральных синодальных мух огромных реформаторских слонов, как это было год назад.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Польша одержима военной базой США

Польша одержима военной базой США

Валерий Мастеров

Общеевропейская армия не нужна Варшаве

0
361
Назвавший Франциска антипапой священник отлучен от церкви

Назвавший Франциска антипапой священник отлучен от церкви

Павел Скрыльников

На Сицилии формируется консервативный раскол

0
306
Морпехи США стали жертвами мышиного харассмента

Морпехи США стали жертвами мышиного харассмента

Владимир Щербаков

0
475
Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Газовый рынок становится полем боя для международных корпораций

Илья Петров

Геополитика в поставках голубого топлива на Старый континент играет не последнюю, а иногда и первую роль

0
730

Другие новости

Загрузка...
24smi.org