0
4782
Газета Тенденции Печатная версия

03.08.2016 00:01:00

Подрывное бессилие родноверия

Участие неоязычников в военных конфликтах воспринимается их соратниками как кризис «веры предков»

Тэги: язычники, родноверы, националисты, славяне, азов, айдар, пятая колонна, радикалы


язычники, родноверы, националисты, славяне, азов, айдар, пятая колонна, радикалы Родноверы играют с огнем гражданских конфликтов, и кое-кто из них на этом огне уже обжегся. Фото PhotoXPress.ru

Отток российских адептов неоязычества в воюющие в Донбассе украинские добровольческие батальоны заставил задуматься о том, какие процессы происходят в так называемом российском родноверии. Наметилась другая деструктивная тенденция, когда бывший родновер переходит в ислам, а оттуда – в ваххабизм. В российском медийном и читающем сообществе устанавливается мнение, что едва ли не все российские неоязычники – это подрывная «пятая колонна».

Такая точка зрения начала закрепляться после того, как родноверы не только «засветились» в украинских карательных частях, но и стали оттуда призывать к свержению российского политического строя. Например, примкнувший к «Азову» в 2014 году ставропольский язычник Сергей Букреев (он же волхв Яромир) откровенно заявляет, что Ставрополье и Кубань «должны вернуться в Украину». Ученица и землячка Яромира, снайперша батальона «Айдар» Юлия Толопа летом 2014 года агитировала украинских националистов к походу на Пятигорск – ее родной город.

Неоязычеством в свое время увлекался и Даниил Лящук – замкомандира печально известной карательной роты «Торнадо» и по совместительству адепт «Исламского государства» (ИГ, ИГИЛ, запрещена в России). Лящук, бывший фашиствующий рэпер, теперь мечтает о том, как ИГИЛ «скоро дойдет до России». Психофеномен язычника, ставшего сначала «борцом с москалями», а потом джихадистом, укрепил российского обывателя в откровенно конспирологической мысли: поклонение «русским богам» – это прямая дорога в ИГИЛ. Эту установку за год до евромайдана развил завсегдатай «Русских маршей» Константин Крылов, опубликовав в мае 2013 года в ЖЖ пост «Родноверие как путь к принятию ислама». Русского националиста за этот пост раскритиковали и мусульмане, и неоязычники. В частности, родноверы упрекнули Крылова в том, что он пытается представить язычество как систему, тогда как эта религия – антисистема. Поскольку язычество антисистемно, то в нем нет одной «генеральной линии».

О том, насколько страшен родноверческий «черт», корреспондент «НГР» узнавал изнутри – от тех, кто называет себя язычником или состоял в руководящих родноверческих кругах. Москвичка Ольга Полонская (по желанию собеседницы имя изменено), бывшая руководящая велхва (жрица), рассказала, что в начале – середине 1990-х годов людей вроде Букреева-Яромира к ним в общину не допускали. «Из-за того что у нас было много девушек со славянской внешностью, нас полюбили скинхеды, – рассказывает Полонская. – Но мы четко говорили скинам, что «салон Китти» им у нас не светит и имена Перуна и Лады несовместимы с Гитлером. Но были такие волхвы, которые принимали к себе всех без разбора: скинов, уголовников, просто гопников. Мы их называли «сам себе волхв»: в общине такого человека на момент ее создания только он и состоял. К «самому себе волхву» не шли из-за моральных качеств этого человека. Один такой приносил на наши праздники водку и потом в пьяном виде домогался девушек. Порядочные люди его избегали, поэтому он стал приваживать к себе маргиналов. У него откуда-то появились деньги, которыми он снабжал своих адептов».

«Когда я только пришел в общину, я думал, что родноверие строится не на нерассуждающей слепой вере, а на разуме и знаниях, – сказал «НГР» москвич Валерий Михайлов (имя изменено), бывший волхв. – Поскольку община – это общество думающих и знающих, то у нас должны быть демократия, равенство. Но вот в чем загвоздка. Равенство основано на идейности, а на одной идейности языческая община долго не простоит. Ближе к 2005 году верх стали брать амбициозные волхвы, желавшие сделать из нас политическое движение. Я их называю волхвами-политиками, в противоположность тогдашнему мне, волхву-идеалисту». По мнению Михайлова, в украинских батальонах и ИГИЛ оказываются как раз ученики волхвов-политиков.

«Кризис начинается с тех, кто пытается структурировать язычество: проводит конгрессы, съезды, назначает волхвов, – сказал «НГР» один из лидеров ставропольского родноверия Дмитрий Чернов. – Структурированные течения создаются сверху, органами. Потом эти течения оказываются у всех на слуху и их представители делают от лица всех язычников громкие заявления». Высказывая мнение о внешнем управлении родноверием, Чернов вспомнил, как органы ОГПУ – НКВД для контроля над заключенными создавали «воров в законе»: «Что структурно, то проще всего контролировать. Но я также хотел бы поблагодарить МВД за репрессии против честных язычников. Лучшей пропаганды родноверческого мировоззрения придумать невозможно. Люди стали больше нами интересоваться, а общины – избавляться от случайных людей». Дмитрий Чернов также прокомментировал «миграцию» своих единоверцев и земляков, Букреева и Толопы, в «Азов» и «Айдар»: «У большинства ставропольских родноверов проукраинская позиция. Люди воспринимают украинские события как геноцид славян, организованный отнюдь не Киевом. Но если ты не согласен – никаких проблем. Не нравится проукраинский волхв Петров – иди к провластному волхву Сидорову».

По словам Ольги Полонской, в российском родноверии сейчас происходит кризис. Социолог Юрий Московский, директор проектов Фонда развития международных связей «Добрососедство», сказал корреспонденту «НГР», что кризиса в российском родноверии нет как раз потому, что оно не состоялось как религия. «Это придуманная религия, родившаяся в конце 1980-х годов. Там с самого начала были расколы и недоверие друг к другу, поскольку основная часть неоязычников – люди, психически склонные к радикализму. В эпоху радикальных перемен радикальные активы перетекают с одной территории на другую, и наоборот. Вот и сейчас радикалы от родноверия обкатываются в Украине, чтобы вернуться в Россию. Но их немного, и они маргиналы даже для многих «своих». Все эти яромиры, будимиры и т.д. известны только благодаря пиару в СМИ».

По поводу потенциальной опасности неоязычества для России, о которой предупреждают эксперты и представители РПЦ, эксперт говорит: «С этим явлением давно работают спецслужбы, политтехнологи и политики. Малочисленность – не помеха подрывной деятельности. Для определенных задач как раз достаточно нескольких человек. Но не надо обо всем явлении судить по отдельным представителям. Верно, что каждый неонацист – это язычник, но неверно, что каждый язычник – это неонацист».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
449
Оппозиция в Сирии подняла новое знамя

Оппозиция в Сирии подняла новое знамя

Александр Шарковский

"Фронт национального освобождения" написал на своем стяге формулу ислама буквами цвета крови

0
1502
Польша отметила 100-летие независимости с нацистскими флагами

Польша отметила 100-летие независимости с нацистскими флагами

Валерий Мастеров

Марш националистов вытеснил правительственную колонну

0
1167
У вас продается славянский шкаф?

У вас продается славянский шкаф?

Арсений Анненков

Олег Басилашвили о реформах 90-х и «побежденных розовых немцах»

0
1305

Другие новости

Загрузка...
24smi.org