0
3748
Газета Тенденции Печатная версия

07.09.2016 00:01:00

Ваххабитский Петербург

Северная столица все чаще становится ареной контртеррористических спецопераций

Тэги: имарат кавказ, хизб ут тахрир, апраксин двор, ринат валиев, мечеть, максим байдак, равиль пончеев, рушан пончеев, георгий полтавченко, владимир путин


имарат кавказ, хизб ут тахрир, апраксин двор, ринат валиев, мечеть, максим байдак, равиль пончеев, рушан пончеев, георгий полтавченко, владимир путин За общиной, стихийно сложившейся на рынке «Апраксин двор», трудно приглядывать правоохранителям. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru

В доме на Ленинском проспекте Петербурга 17 августа с.г. была ликвидирована группа ваххабитов из Кабардино-Балкарии, руководимая главарем из запрещенного в России «Имарата Кавказ» Залимом Шебзуховым. По дате спецоперация против ваххабитов совпала с вынесением приговора членам питерской ячейки «Хизб ут-Тахрир» (террористическая организация, запрещена в РФ) Кариму Ибрагимову, Эльдару Рамазанову и Ильясу Кагирову. Хизбовская ячейка, куда входили осужденные, была выявлена питерскими силовиками в 2014 году в ходе проходивших тогда по городу рейдов по выявлению радикальных исламистов. Силовики давно фиксируют, что город на Неве в последние годы стал рассадником опасных «бородачей».

Постоянное место полицейских рейдов против «бородачей» Питера – мечеть на рынке «Апраксин двор», расположенном в самом центре города, у метро «Гостиный двор». Эта мечеть-самострой появилась на рынке ближе к середине нулевых годов, после реставрации исторического комплекса «Апраксин двор». Мечеть посещают почти все работающие на рынке мусульмане (в основном уроженцы Кавказа и Средней Азии). Имам мечети, уроженец Таджикистана Абдурахман Акилов, по версии силовиков, сообщал в 2013 году портал «Фонтанка», может быть связан с запрещенными в РФ «Братьями-мусульманами»: он учился в египетском университете «Аль-Азхар», где «Братья» на тот момент контролировали основную часть факультетов. Так или иначе, эта мечеть давно известна ФСБ как место вербовки питерцев и гостей города в местные исламистские группы.

Мечеть на «Апраксином дворе» посещает живущий в Питере видный татарский активист Ринат Валиев – глава местного исламского центра «Мекка». Всех немусульман Валиев в соцсетях именует «кяфирами», а российскую власть – «оккупационной». «Наши враги с флагами, на которых было изображение «Георгия, убивающего змея», шли оккупировать татарские государства, – как-то публично заявил Валиев. – Оккупанты с такими портретами и ленточками оккупировали Казанское, Астраханское, Сибирское, Крымское и другие ханства. Под знаменами с такими ленточками и портретами уничтожали наши мечети, города, предков». На День Победы Валиев однажды сказал: мусульманин, возлагающий цветы к памятникам советским солдатам и Вечному огню, «многобожник» (http://tatar-centr.blogspot.ru/2013/05/blog-post_5865.html).

В центре «Мекка» идет дагват (проповедь) ислама среди немусульман. Особенно туда зазывают женщин. «Приглашаем девушек и женщин разных возрастов в наше медресе «Мекка», – гласят объявления центра в соцсетях. – Организуем клуб для женщин от 30 лет и старше для общения и обучению намазу, чтению Корана и общению».

Превращение некогда спокойного в террористическом плане города на Неве в рассадник радикалов также связано с борьбой за контроль над местной мусульманской общиной, куда вовлечены как лидеры этнорелигиозных общин, так и стоящие за этими лидерами местные чиновники. Об этом «НГР» рассказал исламский общественный деятель Танай Чолханов – бывший сотрудник Совета муфтиев России, работавший по линии СМР в Петербурге. Как передал Чолханов, когда после кончины в 2012 году муфтия Петербурга Джафара Пончеева новым муфтием стал сын Пончеева Равиль, вокруг Соборной мечети Петербурга начались интриги. «Кто владеет этой мечетью, тот владеет всей уммой (мусульманской общиной. – «НГР») Питера, – говорит Чолханов. – А для нечистых на руку чиновников мечеть – очень выгодное предприятие в смысле откатных схем. Для этих схем нужно с кем-то договариваться о плановом ремонте, неких «мероприятиях», о развитии исламских центров, которые будут существовать только на бумаге и т.д.». В ходе этих «мероприятий», говорит эксперт, начались неприятности у тех мусульманских организаций, которые не входили в пончаевский ДУМ СПб,  как экстремистов, так и умеренных. Но при этом центр «Мекка», возглавляемый Валиевым, не только не тронули, но и приблизили к новому муфтию Равилю Пончееву. «А пока наверху шли разборки и переделы, экстремисты развернули открытую работу по вербовке неофитов, – утверждает Чолханов. – Репрессировались властями в основном только зарегистрированные общины мусульман. Подпольные общины Питера вообще никого не интересовали: они ведь не были конкурентами в «распиле». Так, говорит Чолханов, устроенная в сентябре 2013 года исламистами стрельба возле клуба «Poison» (метро «Невский проспект») была официально подана как «пьяная перестрелка на почве личной неприязни», хотя все фигуранты были трезвыми и кричали «Аллах акбар!».

По некоторым сообщениям, в Северной столице до недавнего времени весьма снисходительно относились к тому, что там открыто проповедовала Национальная организация русских мусульман (НОРМ). Питерский лидер НОРМ Максим Байдак (он же Салман Север) в 2011 году поддержал «освободительный джихад» против режима Башара Асада в Сирии. НОРМ -овские лидеры свободно дискутировали в Соборной мечети Питера и излагали свою позицию по исламу на различных круглых столах. 21 августа 2013 года Байдак был задержан: поводом стала его хвалебная статья о «приморских партизанах». Но под давлением правозащитных организаций Байдак был освобожден из зала суда, а спустя несколько дней эмигрировал в Турцию.

Более того, в Соборную мечеть города из «Апраксина двора» пробрались активисты «Хизб ут-Тахрир», которые стали там проповедовать. После того как в октябре 2013 года несколько проповедников были задержаны, в мечети «Апраксина двора» начались регулярные профилактические рейды. Но результат у них был один и тот же: после допросов в питерском Центре «Э» задержанных, как правило, отпускали. В итоге рейды в мечети только делали «хизбам» лишний пиар. «Экстремисты активизировались еще и потому, что местные мусульмане недовольны муфтием Равилем Пончеевым. Они считают, что муфтият имитирует свою работу, – говорит Танай Чолханов. – Поскольку Пончеев относится к структуре Талгата Таджутдина (лидер Центрального духовного управления мусульман, ЦДУМ. – «НГР»), вся эта ситуация не лучшим образом сказывается на имидже Таджутдина. Дестабилизирует ситуацию недавно начавшаяся борьба за власть между муфтием Питера и его братом Рушаном Пончеевым. Этим пользуется давний претендент на Питер – первый зампред Совета муфтиев России Дамир Мухетдинов. Превращение Питера в рассадник терроризма и экстремизма противникам ЦДУМ если не прямо выгодно, то приятно: ведь это дискредитирует муфтият Талгата Таджутдина». «Так что недавняя операция против «имаратчиков» из КБР на Ленинском проспекте Питера – явно далеко не последняя в городе», – предсказывает эксперт.

Экспансию ваххабитов в Петербурге политолог, профессор Высшей школы экономики Олег Матвейчев объясняет столичным фактором города на Неве: «Москва, Питер, Екатеринбург – основные столицы нашей страны. Теракт в Питере – это резонанс общефедерального масштаба. Террористам выгодно бить по Питеру еще потому, что там родился Владимир Путин». Однако, как считает Матвейчев, бояться заражения мусульманской общины Петербурга «инфекцией» ваххабизма не надо. «Петербуржцы, ежели что, в каждом мусульманине будут видеть потенциального врага. Поэтому мусульмане Петербурга – союзники власти и стражи безопасности в своей среде».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


России могут объявить новые санкции из-за религии

России могут объявить новые санкции из-за религии

Павел Скрыльников

Суды над «религиозными диссидентами» могут послужить поводом для новых санкций США против России

0
3442
Новости религий

Новости религий

0
221
Кержаки отбиваются от единоверия

Кержаки отбиваются от единоверия

Артур Приймак

Последователи протопопа Аввакума разделяют вертикаль власти и «хорошего царя»

0
1187
Новости религий

Новости религий

0
375

Другие новости

Загрузка...
24smi.org