0
1625
Газета Тенденции Печатная версия

04.06.2019 17:20:00

Дух Чингисхана овладевает Сибирью

Народные верования претендуют на руководящую и направляющую роль в регионах

Тэги: тенгрианство, шаманизм, буддизм, атилла, чингисхан, ататюрк, тува, бурятия, якутия, религия, политика, тюркский мир


тенгрианство, шаманизм, буддизм, атилла, чингисхан, ататюрк, тува, бурятия, якутия, религия, политика, тюркский мир Глава Тувы Шолбан Кара-оол (в центре) и сам принял участие в освящении вершины Бай-Тайга, и ждет того же от своих преемников. Фото cо страницы Шолбана Кара-оола в «ВКонтакте»

Глава Тувы Шолбан Кара-оол внес в Верховный хурал (парламент) законопроект о том, чтобы каждый руководитель республики обязательно совершал церемонию освящения горы Бай-Тайга – священной как для буддистов, так и язычников вершины на Алашском плато. «Руководители Тувы и после меня обязаны будут посещать пять главных вершин Тувы и с определенной периодичностью участвовать в их освящении от имени народа», – высказался Кара-оол. Эксперты считают: власти Тувы, оказывая знаки внимания буддизму, в то же время культивируют в республике тенгрианство – архаическую религию времен Чингисхана и предводителя гуннов Атиллы.

«Личная религиозная приверженность главы Тувы не будет играть роли для общественности, если он, уважая традиции тувинского народа, на священных горах совершит вместе со всеми тенгрианский обряд, – сказала «НГР» исполнительный директор якутского фонда «Проектная компания «Земля олонхо» Лена Федорова. – Тенгризм спокойно воспринимает буддизм, христианство, ислам, иудаизм и другие религии. Вспомните Чингисхана, который брал под защиту служителей всех культов».

По словам Федоровой, покровительство, которое оказывает тенгрианству в Якутии глава республики Айсен Николаев, не мешает Николаеву оставаться православным верующим. «Айсен Николаев глубоко уважает веру своего народа. Как руководитель республики, он исполняет волю и чаяния граждан. Национальная элита якутов – люди, которые глубоко чтят историю, традиции и веру своих предков. Саха – титульный народ республики, который желает исповедовать религию предков, иметь традиционные культовые площадки, дома, объекты, поэтому они обращаются к властям за содействием. Культовые объекты РПЦ – храмы, соборы, духовные семинарии – занимают самые лучшие центральные участки в Якутске, Мирном, Алдане, других городах. Вопросы их строительства, содержания решаются незамедлительно. Другое дело, если речь идет о выделении участка под якутское традиционное культовое здание в центре города, финансировании строительства и его содержании. Эти вопросы решаются очень сложно, власти не всегда могут найти оптимальные решения, вовремя оказать поддержку. Из-за этого со стороны местного населения растет недовольство, перерастающее в клубок всех нерешенных социально-экономических проблем. Поэтому в последние годы власти вынуждены активнее устанавливать контакты с лидерами национальных движений».

Интерес общества в Туве, Бурятии, Якутии, других регионах к тенгрианству связан с нарастающим пробуждением национального самосознания, потребностью сохранения собственной национальной идентичности, сохранения культуры и традиций, говорит Лена Федорова. «Процессы возрождения тенгризма идут в Республике Алтай. Есть группа, проповедующая тенгрианскую религию, но в экспертном совете при управлении алтайского Минюста, да и в целом в республике, нет квалифицированных религиоведов. Имеющиеся специалисты не имеют достаточных знаний и дают некомпетентные ответы, и, как правило, на основе их заключения следует отказ в регистрации».

Эксперт просит разделять тенгрианство и бытующие на Крайнем Севере, в Сибири и на Дальнем Востоке шаманские культы. «26 мая в Бурятии открыли храм «Тэнгэри Ордоон». Открывшая храм организация – шаманская, но шаманизм и тенгризм – разные понятия. В свое время элементы тунгусского шаманизма внедрились в тенгризм. Представители той части населения Бурятии, которая исповедует эти смешанные с тенгризмом шаманские верования, создали эту организацию. Считать, что власти Бурятии, поддерживающие подобные организации, решили опираться на тенгризм, – в корне неверно. Другое дело, если среди представителей власти, национальной элиты бурятского народа, общественности есть те, кто действительно проповедует религию Чингисхана. В Бурятии таких тенгрианцев достаточно, чтобы официально зарегистрировать свою организацию».

«Освящение сакральных для буддистов Тувы пяти горных вершин Алашского плато – изначально тенгрианский обычай, – сказал «НГР» востоковед Николай Абаев, профессор Тувинского госуниверситета. – Культ священных гор, как и культ огня, – основополагающий элемент тенгрианства. Ему около 10 тысяч лет. Это общий возраст существующей по сей день в Алтайско-Саянском регионе горно-таежной цивилизации, в центре которой – Тува. В Бурятию буддизм пришел из Тибета, а в Туву – из Бактрии, исторической области между Гиндукушем и Ферганской долиной. В древнем Иране бактрийский буддизм вошел в органичный синтез с зороастризмом. В Туве, Бурятии, Горном Алтае произошло органичное соединение тенгрианства и буддизма. Гора Сут-Холь в западной Туве, где находится священное для тувинцев высокогорное озеро Холь, – священная для буддистов Мировая гора Сумеру».

Как говорит эксперт, для современных тувинцев и бурятов тенгрианство значит то же самое, что и для их предков во времена Чингисхана. «Чингисхан родился в России, в Забайкалье. Он осуществлял то, что сейчас мы называем евразийской интеграцией, – рассказывает эксперт. – Чингисхан через Монгольскую империю распространил тенгрианство на всю Евразию. Империю Чингисхана строили предки тувинцев, бурят, калмыков и алтайцев – урянхайцы и ойраты. Урянхайцем был Субудай, правая рука и друг Чингисхана. В современном тенгрианстве Чингисхан – верховный жрец и при этом бог, сын Вечного Неба. При потомках Чингисхана буддизм в Монгольской империи стал такой же интегрирующей религией, как и тенгрианство. Но при этом религия Будды Шакьямуни не уничтожила культ Тенгри, а органично впитала его в себя».

Абаев напомнил, как в феврале с.г. называющий себя верховным шаманом России Артур Цыбиков сжег несколько верблюдов в городе Ангарске Иркутской области. «Ойратское тенгрианство в глубокой древности подверглось сильному влиянию первобытных культов, которые принесли с севера тунгусы, или эвенки. Живучесть этих культов в Бурятии и полное отсутствие их в Туве объясняется просто: в Бурятии есть эвенкийское население, а в Туве его нет. Равнинная Бурятия – максимально открытый для миграционных потоков регион еще со времен Чингисхана. А тувинцы и алтайцы, закрытые от миграций горами, хранят тенгрианство в чистом виде, в каком оно существовало несколько тысяч лет назад и еще не слилось с буддизмом. На Алтае влияние буддизма на тенгрианство меньше, чем в Туве».

Востоковед напомнил, что Алтай считается мифологической прародиной всех тюркско-бурятских народов. «В начале XX века идеологи пантюркистского движения в Турции мечтали, чтобы Алтай стал центром будущего государства всех тюрок с границами от Босфора в Европе до Тихого океана в Азии, – продолжает Абаев. – Как константу своей идеологии пантюркисты из турецкого общества «Единение и прогресс» использовали тенгрианство. Взятый Мустафой Кемалем Ататюрком курс на светское развитие Турции – во многом наследие тенгрианских традиций, которые молодой Ататюрк почерпнул из младотурецкой литературы. Почитаемая пантюркистами мифическая страна Эргенекон – это Тува, Хакасия и Алтай. По-тувински Эргенекон звучит как Эргене-Хун, «крутой хребет». Возникшее на идеях ведущего тюркского просветителя Олжаса Сулейменова государство Казахстан – изначально не мусульманская страна, а тенгрианская, где ислам должен был быть в неразрывной гармонии с культом Вечного Неба».

Тенгрианство для тюркско-монгольских националистов – то же самое, что и славянское неоязычество для националистов русских, сказал «НГР» старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО Ахмет Ярлыкапов. «В Киргизии живет идеолог современного тенгрианства, называющий себя Элери Битикчи, – говорит эксперт. – Он считает, что тенгрианство возвращает тюрок к их сакральной этнической основе, которую тюрки потеряли, приняв ислам. В видеороликах казахского движения Tengri Ultras идет агрессивная пропаганда против ислама. По подсчетам Элери Битикчи, в 2014 году в шестимиллионной Киргизии тенгрианцев было всего 12 тыс. человек. В Средней Азии тенгрианство – удел настроенных против ислама маргиналов». «Но оно имеет серьезный отклик у тюркской интеллигенции, например в Татарстане, Башкортостане и других регионах России», – предупредил Ярлыкапов. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Военная политика Китая и сухопутные войска НОАК

Военная политика Китая и сухопутные войска НОАК

Александр Шитов

Концепция обороны государства основана на безопасности народа

0
1464
Получение лучей

Получение лучей

Михаил Юдсон

Романы Якова Шехтера, посланные на вселенскую деревню

0
718
Традиции, новации, революции

Традиции, новации, революции

Валерий Степаненков

Как противостоять иррациональному желанию перемен ради перемен

0
1025
"Экотерроризм" как форма политического самовыражения

"Экотерроризм" как форма политического самовыражения

Олег Никифоров

Борьба со всемирным потеплением выходит на новый уровень

0
1166

Другие новости

Загрузка...
24smi.org