0
9826
Газета Реалии Интернет-версия

10.07.2015 00:01:05

Миротворцы для Донбасса

Виктор Литовкин

Об авторе: Виктор Николаевич Литовкин – военный обозреватель ТАСС, полковник в отставке.

Тэги: украина, донбасс, порошенко, обсе, миротворцы


украина, донбасс, порошенко, обсе, миротворцы Только наблюдатели от ОБСЕ выполняют сегодня в Донбассе примиряющую функцию. Правда, в очень ограниченных масштабах. Фото АР Photo/ТАСС

Похоже, Киев не собирается выполнять взятые на себя обязательства по Минским соглашениям. На это указывают и постоянные провокационные обстрелы Вооруженными силами Украины (ВСУ) жилых кварталов Донецка и Луганска, где гибнут мирные люди, а ополченцы вынуждены отвечать ВСУ огнем на огонь. Об этом свидетельствует и переброска к линии разъединения тяжелой артиллерии, которую в своих отчетах упоминают даже достаточно лояльные к ВСУ инспекторы ОБСЕ. И конечно же, воинственные и, можно сказать, поджигательные речи в Верховной раде главы Незалежной Петра Порошенко, который называет себя «президентом мира», оставаясь при этом самым ярым «президентом войны против собственного народа».

Но пожалуй, один из главных признаков отказа украинских властей от выполнений требований Минских соглашений, завизированных всеми главами «нормандской четверки», в том числе и самим Порошенко, это постоянные разглагольствования украинских лидеров о необходимости введения на территорию Донецкой и Луганской областей под эгидой ООН или ЕС миротворческих сил или полицейских подразделений. Эти силы, подчеркнем данное обстоятельство, не упоминаются и не предусмотрены документами, подписанными в столице Белоруссии. Более того, Верховная рада даже приняла поправки в Закон «О порядке допуска и условиях пребывания подразделений вооруженных сил других государств на территории Украины». И за эту поправку, разрешающую допуск иностранных вооруженных сил на территорию страны якобы для поддержания мира и безопасности, проголосовали 240 народных депутатов – больше половины списочного состава парламентариев.

ГОЛУБЫЕ КАСКИ – В ЗАКОНЕ

Рада дополнила статью 3 указанного закона положением, которое предусматривает, что целью пребывания иностранных вооруженных сил на территории Украины может быть «предоставление Украине по ее просьбе помощи в виде проведения на ее территории международной операции по поддержке мира и безопасности на основании решения ООН или ЕС». Кроме того, принятый закон запретил участие в таких операциях вооруженных сил государств, «которые развязывают против Украины вооруженную агрессию». Кого именно имели в виду парламентарии, комментировать нет необходимости. Наблюдатели отмечают, что к принятию такого законодательного акта Киев шел последние месяцы. Еще на заседании кабинета министров 20 мая премьер-министр Арсений Яценюк заявил, что правительство просит парламент рассмотреть и дать возможность допускать иностранные воинские подразделения в том случае, когда такие иностранные подразделения осуществляют операции по поддержке мира и безопасности на основании решений ООН или ЕС. Он напомнил, что президент и Совет национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины предложили направить миротворческий контингент в Донецкую и Луганскую области.

Чтобы на временно не подконтрольных украинской власти территориях выполнялись Минские договоренности и восстановливался полноценный контроль украинского государства над этими областями. А также чтоб восстановился контроль на государственной границе между Украиной и Россией. Премьер проинформировал коллег, что сейчас рассматривается «вопрос открытия офиса поддержки ООН в Донецкой и Луганской областях, чтобы обеспечить выполнение Минских договоренностей».

Какие именно миротворческие войска хотел бы Киев попросить ООН и ЕС ввести в восточные области Украины, не говорится. Но, по умолчанию, можно понять, что это, конечно же, будут подразделения не СНГ или ОДКБ, хотя бы и без России, на что Украина, никогда не согласится, а войска стран, входящих, например, в НАТО. Сегодня для украинской элиты Североатлантический альянс является мечтой и надеждой. Все то, что не может или не хочет сделать сама украинская власть – во внешней и внутренней политике своего государства, в экономике, области финансов, создании современной армии и обеспечении ее необходимым вооружением и системами обеспечения боя, в решении жгучих социальных проблем населения, сохранения территориальной целостности страны, – все это Киев пытается возложить на плечи своих покровителей. В первую очередь Вашингтона и Брюсселя. Но Запад не спешит подменять киевские власти. Как говорят в народе, обещать – не значит жениться.

Да и с обещаниями теперь уже не густо. Еврокомиссар по политике соседства и переговорам по расширению ЕС Йоханнес Хан заявил недавно на заседании Атлантического совета НАТО, что «для нас неприемлема ситуация, когда мы постоянно должны финансировать какую-то страну». Он признал, что Украина находится в состоянии войны, но отметил, что киевское правительство само должно урегулировать конфликт и принять меры для выхода из экономического кризиса. Который, кстати, Порошенко не признает, о чем он сказал в речи в Верховной раде, отчитываясь за год своего президентства.

Между тем государственный долг Украины, по свидетельству международных финансовых институтов, составляет 51 млрд долл. В 2014 году он был равен 71% ВВП страны, а в нынешнем, по прогнозам специалистов, достигнет и вовсе 93%. При этом переговоры Киева с частными кредиторами по реструктуризации долговых обязательств Украины, по словам ее министра финансов Натальи Яресько, идут крайне сложно, и на положительные результаты шансов крайне мало. Тем более что ни МВФ, ни другие финансовые институты не готовы давать Украине деньги на войну.

КОСОВО – НЕ ОБРАЗЕЦ

Президент Порошенко призывает к миру, но окопы приказал отрыть полного профиля. 	Фото с официального сайта президента Украины
Президент Порошенко призывает к миру, но окопы приказал отрыть полного профиля.
Фото с официального сайта президента Украины

Но не дело военного обозревателя анализировать финансовые вопросы, вернемся к проблеме ввода на Украину, точнее на неподконтрольные Киеву территории Донецкой и Луганской областей миротворческих сил ООН или полицейских ЕС. В украинской столице рассчитывают, что это будет сделано по примеру Косово, куда после бомбардировок Югославии в 1999 году и подписания президентом этой страны Слободаном Милошевичем приказа о выводе войск из Косово и Метохии были введены войска ряда стран НАТО, а также России. Вместе с войсками по соглашению с ЕС в косовском крае появились и объединенные полицейские силы, которые призваны были помогать местным властям бороться с бандитизмом, похищением людей и автотранспорта, распространением наркотиков.

Правда, сравнивать 90-е годы в Югославии и нынешние события на востоке Украины невозможно. Там шли этнические войны всех против всех. Здесь же, как представляется, идет гражданская война между националистической властью, которая возглавила страну в результате госпереворота, и ополченцами Донбасса, которые отказываются жить в стране, которая лишает их права говорить на своем родном языке, навязывает им руководителей, зараженных бациллами шовинизма, пытается силой оружия изгнать их с родной земли или уничтожить.

В конце прошлого века беженцы из югославских республик заполонили всю Европу, факты геноцида по отношению к малым народам – албанцам, хорватам, боснийцам, да и к сербам тоже, другие чудовищные преступления всколыхнули общественное мнение Старого Света. Совет безопасности ООН вынужден был принять резолюцию 1244, которую затем руководство Североатлантического альянса извратило. Она предусматривала введение в косовский край международных гражданских сил по безопасности со всеми вытекающими из резолюции обязанностями. Но вместо этого там появились войска.

Миротворческая операция США и НАТО, начатая как операция по принуждению к миру, после ввода многонациональных сил на территорию Косово и Метохии плавно превратилась в операцию по поддержанию мира. При этом районы страны были разделены между воинскими подразделениями тех или иных государств, а в некоторых из этих зон безопасности получили свои секторы и российские миротворцы. В том числе и на единственном в крае аэродроме Слатина. Правда, как наблюдал это автор данного материала, вскоре из-за уступок наших политиков за воздушное движение в регионе стали отвечать английские диспетчеры, постепенно передавая его в руки косовских албанцев.

В фикцию превратилась и работа международных полицейских, в рядах которых работали и российские специалисты. Бывало так, что они ловили торговцев оружием и наркотиками, доставляли их в полицейские участки, а местные судьи, в подавляющем большинстве албанцы, наутро отпускали их на все четыре стороны. И вся политика НАТО и ОБСЕ шла к тому, что край становился независимым от Сербии, хотя такого решения ООН не принимала. Не желая «освящать» своим присутствием этот процесс, российские миротворцы прекратили свое участие в той операции и вернулись на родину.

Сегодня наученная тем горьким опытом российская делегация вряд ли проголосует в Совете безопасности ООН за резолюцию, которая откроет зеленый свет натовской экспансии на Украину. Право вето у нее отнять никто не может. Да и вряд ли войска альянса захотят оказаться под огнем донецких ополченцев. В Вашингтоне и Брюсселе уже не раз заявляли, что воевать вместо украинцев они не собираются. К тому же Россия настаивала и настаивает, что Киев, как, впрочем, и Донбасс, должен выполнить Минские договоренности, в том числе сесть за стол переговоров с руководством самопровозглашенных республик. Как это предусматривают документы, подписанные в столице Белоруссии. А отказ украинских властей от переговоров с лидерами ополченцев еще раз доказывает недоговороспособность Киева, говорит о его нежелании решать проблемы востока Украины мирными средствами. Без согласия ополченцев Донбасса никаких миротворцев что на линию размежевания между враждующими сторонами, что на границу с Россией ввести невозможно.

БЕЗ СОГЛАСИЯ МИРА НЕ БУДЕТ

Кстати, в Кремле глубоко обеспокоены продолжающимися нарушениями Киевом Минских соглашений, притом что Россия использует все свое влияние для их исполнения. Об этом журналистам заявил пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков. «Для нас главное – это всемерно способствовать реализации Минских договоренностей. Российская сторона использует все возможное влияние на стороны этого конфликта», – сказал он. «И мы по-прежнему глубоко сожалеем и глубоко обеспокоены в связи с тем, что со стороны Киева не выполняются положения Минских договоренностей», – добавил Песков.

Миротворческие силы по поддержанию мира, по мнению автора этого материала, могут быть введены на линию сегодняшнего разъединения украинских войск и ополчения только после выполнения Минских договоренностей. Только как дополнение к ним. Но никак не взамен их. Да и то лишь с согласия двух конфликтующих сторон. Примерно так, как это было до августа 2008 года в случае с миротворцами на границах между Южной Осетией и Грузией, между Грузией и Абхазией, как сегодня это происходит на днестровских рубежах между Приднестровьем и Молдавией. В том и другом варианте состав и национальная принадлежность миротворческих войск согласовывались с обеими сторонами противостояния. В том числе и на двусторонних переговорах при гарантиях ОБСЕ и ООН. Но шансов на то, что подобное может произойти на Украине, очень мало – и потому, что Киев почему-то не хочет и не может выполнить свою часть Минских договоренностей, и потому, что его покровители и спонсоры не требуют от него таких усилий. Когда главы «большой семерки», как и руководители НАТО и Европейского союза, с упорством, достойным лучшего применения, обвиняют в срыве соглашений, подписанных в столице Белоруссии, только одну сторону конфликта, возлагают за это ответственность даже на страну, не являющуюся участником вооруженного противостояния, надеяться на мир и спокойствие на востоке Украины, к сожалению, не приходится.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Дорогие кредиты сравнялись по вредному влиянию с западными санкциями

Михаил Сергеев

В металлургии и горнодобывающем секторе доминируют негативные изменения

0
892
Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Адвокатские фирмы займут весь рынок правовых услуг

Екатерина Трифонова

Минюст поддерживает продолжение подконтрольной монополизации

0
789
Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Единый день голосования больше не мешает отставкам губернаторов

Дарья Гармоненко

Иван Родин

На региональном управлении сказался изменившийся баланс внутривластных групп

0
903
Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Россия продлевает добровольное ограничение нефтедобычи на 2025 год

Ольга Соловьева

Низкий спрос на сырье в Китае может потребовать дополнительного сокращения квот

0
852

Другие новости