0
937
Газета Регионы России Печатная версия

23.08.2000

Время всему научит

Тэги: quotПетрозаводскмашquot, машиностроение, завод


"Петрозаводскмаш", машиностроение, завод Труд машиностроителя никогда не был легким.

СВОЙ 40-летний юбилей одно из крупнейших в Европе предприятий бумагоделательного машиностроения ЗАО "Петрозаводскмаш" отметило одновременно с 80-летием Республики Карелия. В беседе с корреспондентом "НГ", посвященной истории завода, его генеральный директор Валерий Зусьевич Сомин условно разделил этапы развития этой славной фирмы на четыре характерных и почти равных - буквально по десятилетиям. Сначала здесь взяли явный прицел на узкую специализацию по сооружению тяжелых буммашин, потом - на существенное расширение профильности, 80-е годы отличались завидной стабильностью флагмана карельской экономики, а 90-е оказались крайне кризисными.

Объясняется подобный "маятник" неразрывной связью всей деятельности завода с историей развития страны. Не мешает вспомнить, что даже начало строительству в Петрозаводске "Тяжбуммаша" положило известное постановление ЦК КПСС и Совмина СССР 1960 г. о ликвидации отставания в целлюлозно-бумажной промышленности. Чтобы не зависеть от Запада в столь важной "идеологической" отрасли, как производство бумаги, решено было ее техническое перевооружение вести своими силами. На достижение такой цели были брошены из Центра немалые, в том числе и валютные, средства и другие материальные ресурсы. Именно мощное целевое финансирование и постоянный контроль за ходом стройки позволили на голом месте создать крупные современные заводы, привлечь на них инженерные и рабочие кадры высочайшей квалификации, что вскоре обеспечило конкурентоспособность отечественной продукции, которая буквально за десятилетие закрыла минимальные потребности целлюлозно-бумажного производства СССР на 70-80%.

Валерий Сомин
Фото автора

- В начале 70-х мне довелось читать перевод с английского с довольно лестной оценкой этой работы, - сказал Валерий Зусьевич. - Дескать, именно "Тяжбуммаш" и построенный параллельно с нашим заводом "Ижбуммаш" лишили английские фирмы многих заказов на поставку в СССР запчастей и модернизацию оборудования. Только мы в то время успели установить или модернизировать четыре десятка буммашин.

А чуть позже петрозаводчане взяли курс уже и на создание комплектных технологических линий, т.е. на производство всей сопутствующей техники, необходимой на разных стадиях изготовления бумаги: для изготовления щепы, варки и отбелки целлюлозы, подготовки волокнистых полуфабрикатов и т.д. Естественно, сразу активно присматривались к петрозаводскому предприятию ставшие потом его деловыми партнерами мировые лидеры отрасли - финский "Валмет" и австрийский "Фойт". Тогда наши машиностроители вполне могли с ними в чем-то конкурировать, но теперь во многом от них отстали. Зато за счет расширения профильности заняли и на внутреннем, и на мировом рынке не менее важные экономические ниши.

Впрочем, изначальный выбор узкой специализации вовсе не был ошибочным. Строительство буммашин, а тем паче создание комплектных технологических потоков для целлюлозно-бумажной промышленности узким делом и не назовешь. Бумагоделательное машиностроение - особая отрасль, вбирающая самый передовой и весьма разнообразный технический опыт. Чтобы поспевать за требованиями времени, на "Петрозаводскмаше" в 70-е годы пришлось значительно расширять собственные службы: к первым корпусам добавились еще литейный завод, сварочное производство, кузнечно-прессовый цех, затем в составе разросшегося объединения появился свой проектный институт. Вот когда предприятие стало одним из крупнейших в Европе и готово было углублять заданную специализацию.

Но тут сыграла обычную шутку мировая политика. Объединение входило тогда в союзное Министерство химического и нефтяного машиностроения, по линии которого страна как раз ощутила очередные затруднения. В те годы в ЦК планировали масштабную продовольственную программу - и вдруг США ввели эмбарго на поставку в СССР оборудования для производства минеральных удобрений. А когда разразился серьезный энергетический кризис, надо было срочно выручать нефтяников. Министерство химического и нефтяного машиностроения срочно должно было или создавать новые отраслевые базы, или переориентировать на необходимые заказы уже действовавшие предприятия, способные их освоить за короткое время. По уровню технической оснащенности, высокой квалификации кадров, универсальности опыта петрозаводский машиностроительный гигант оказался в их числе.

Лучшие достижения карельских машиностроителей в этом специфическом направлении широко известны. Знаменитостью стали, например, огромные ректификационные колонны для нефтехимического комплекса в Тобольске. Впервые в мире именно петрозаводчане разработали и осуществили проект транспортировки уникальных сооружений высокой заводской готовности не отдельными частями, а целиком. Ускорение работ по установке колонн на заранее подготовленном фундаменте оказалось многократным - 22 дня вместо планировавшихся 22 месяцев! Потенциальные возможности "Петрозаводскмаша" знают во многих странах.

Авторитет предприятия на отечественном и мировом рынках вполне утвердился в благополучные 80-е годы. А богатый опыт многопрофильности помог выжить в условиях катастрофического кризиса последнего десятилетия. Правда, при надежном спросе на бумагоделательные машины завод мог бы сносно существовать и по своей основной специализации. Более того, былое карельское руководство настойчиво ориентировало его на потребности именно лесного комплекса Карелии, возражая против втягивания фирмы в очередное "расширение профильности". Однако нажитый прежде разнообразный опыт ей действительно здорово пригодился. И не только в отношении наполнения портфеля заказов.

Не менее важно, что сами заводчане привыкли к "несерийности" своей продукции, к условиям нештатных ситуаций, к постоянному поиску нестандартных решений. Их высокая квалификация и универсализм всегда гармонично совпадали с особенностями исторических поворотов в судьбе предприятия. Вот что в первую очередь позволило "Петрозаводскмашу" не уронить заводскую честь и фирменную марку в тот недавний, очень трудный период, когда чуть не встал вопрос о банкротстве предприятия.

- Я убежден в том, что время постепенно учит всех и всему, - подчеркивает Валерий Сомин. - Десятилетие кризиса тоже не пропало даром. Заводы все-таки работали. Люди постигали грамоту рыночной экономики, учились новым принципам отношений, устанавливали деловые связи, разрушенные после развала СССР. Ведь все мы рождены, чтобы что-то созидать, потому не привыкли опускать руки при встрече с трудностями. Да и когда наш народ вообще жил легко? Теперь тоже пробьемся. Нынешнее оживление экономики - верное тому подтверждение. Оно вовсе не только результат дефолта 1998 г. или каких-то прозорливых политических решений.

Однако для закрепления наметившейся тенденции к стабильности все-таки не хватает еще государственного подхода к самому производству средств производства. Испокон века мы привыкли торговать сырьем, в лучшем случае - полуфабрикатами. Но совсем не идеями, не "мозгами". Сегодня разве кто-то говорит о новых технических комплексах и технологиях? По убеждению Валерия Сомина, до тех пор пока государство не определит приоритеты в промышленной политике, мы будем обречены на отставание.

Вот показательная иллюстрация. "Петрозаводскмаш" весьма тесно работает с иностранцами. Сейчас доля экспорта продукции доходит здесь до 40%, скоро будет еще больше. Но по большому счету завод скорее торгует "железом". Чаще выступает в качестве субпоставщика, работая по высоким международным нормам как "строгий машиностроитель". А в современных технологиях уже отстает от тех же "Фойта" и "Валмета", для которых делает многие комплекты машинных узлов. К примеру, поставили петрозаводчане вместе с "Фойтом" буммашину в Балахне. Общая ее стоимость тянет на 100 млн. руб., а наша доля составила всего 5-6% при том, что половина "металла" там как раз наша. Почему же фойтовская часть работы значительно дороже? Да потому, что за ними все главные технические решения, т.е. те самые "мозги".

Чтобы догонять лидеров, нужны огромные инвестиции в научно-технические разработки. Один "Валмет" ежегодно вкладывает в развитие не менее 50 млн. долл., чего не осилит весь бюджет Карелии. А вложения в мировую целлюлозно-бумажную промышленность оцениваются в 14-18 млрд. долл. в год!

Сейчас в Петрозаводске тоже появилась идея создания мощного инжинирингового центра. Правда, выдвинувшая ее "Энергомашкорпорация" ставит условием этого приобретение контрольного пакета акций "Петрозаводскмаша".

- В самой задумке, конечно, есть рациональное зерно, - комментирует ситуацию Валерий Сомин, - но вот что вызывает сомнения. При выполнении поставленного условия Карелия потеряет контроль над заводом. На обещанную высокую зарплату в этот центр могут уйти лучшие инженерно-технические кадры. Тогда "оголенное" предприятие попросту окажется на крючке у новых хозяев, которые еще неизвестно как будут всем заправлять. Их амбиции нас настораживают. Хотя я согласен с тем, что инжиниринговый центр создать не помешало бы. Нацелен он должен быть на осуществление лучших разработок именно на "Петрозаводскмаше". Если рожденное в подобной связке конкурентное оборудование будет востребовано на рынке, все мы только выиграем от партнерства. Время и здесь все расставит на свои места

Петрозаводск


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Инженерная сила ГАЗа

Инженерная сила ГАЗа

Виталий Барсуков

Конструкторской школе Горьковского автомобильного завода – 90 лет

0
597
"ГАЗели" перешли на электронные паспорта

"ГАЗели" перешли на электронные паспорта

Андрей Гусейнов

Горьковский автозавод первым в России начал серийный выпуск коммерческих автомобилей с цифровыми документами

0
472
На Дягилевском фестивале – поспешай медленно

На Дягилевском фестивале – поспешай медленно

Надежда Травина

В Перми представили "Гиену", "Идоменея" и концерт византийских песнопений и музыки Арво Пярта

0
1777
Компания Олега Дерипаски оплатит проектирование детского спортивного центра на Кубани

Компания Олега Дерипаски оплатит проектирование детского спортивного центра на Кубани

Виталий Барсуков

  

0
2913

Другие новости

Загрузка...
24smi.org