0
1000
Газета Регионы России Интернет-версия

02.11.2001 00:00:00

Командировка на войну

Тэги: милиция, чечня, война


Учебный центр ГУВД Ставропольского края - базовое учреждение для подготовки сотрудников милиции, убывающих в горячую точку. И не только для милиционеров из субъектов Южного федерального округа, но и Пермской, Челябинской, Московской и других российских областей.

На военном полигоне полным ходом шли учения. Парни в камуфляже с автоматами наперевес преследовали "бандитов". Вскоре им на подмогу подоспели и кинологи с собаками. Дымная завеса, грохот┘

В то время пока одни гоняли по полигону, расположенному на окраине Ставрополя, другие сидели в аудиториях, слушали лекции и конспектировали в своих тетрадках "теорию". "Всего месяц отводится сотрудникам милиции на подготовку для службы в горячей точке, - рассказывает начальник учебного центра полковник милиции Юрий Тягаенко. - Только с начала года учебу в центре прошли более 1200 парней". Так что несложно представить, какое количество бойцов прошло через центр с 1996 года. Именно тогда, в ходе первой чеченской войны, после больших потерь в милицейских рядах МВД приняло решение об обязательной подготовке бойцов сводных милицейских отрядов, направляемых в командировку в Чечню. Не случайно учебным плацдармом для этого был выбран центр ГУВД Ставрополья. Во-первых, здесь уже располагалась учебная база, где краевая милиция для себя "ковала" кадры. Во-вторых, центр удобно расположен, как раз на пути к месту "отбытия" - на границе с Чечней.

Кроме так называемой общей подготовки, специализированную подготовку проходят здесь снайперы, гранатометчики, водители бронетехники, эксперты-криминалисты, оперативный состав уголовного розыска. "Профотбор" проводится непосредственно на местах - в городских и районных ОВД. Как правило, такие группы комплектуют из числа сотрудников, прослуживших в милиции не менее десяти лет. В центре они проходят переквалификацию. Обучение тех же водителей БТР идет с учетом особенностей местности, чтобы не повторить горьких уроков первых дней чеченской войны, когда войска на тяжелой технике входили в Грозный. Наравне с мужчинами подготовку проходят и женщины. В их числе и те, кому предстоит служить на федеральных КПП, например на административной границе Ставрополья и Чечни.

Работу учебного центра, по словам Юрия Тягаенко, невозможно вести, опираясь только на свою базу. В штате центра нет своих медиков для психологического контроля и тестирования. Ведь для того чтобы оперативно обследовать прибывший на учебу сводный отряд, в котором до 200 человек, нужна целая группа психологов. На "вступительном" этапе в течение трех дней надо определить, подходит ли боец для специализации, которую ему определили в районом ОВД. Потому что, кроме желания, человеку необходимо иметь определенные качества. Да и под силу ли ему служба в Чечне? Как правило, после такого психологического контроля бывает отсев, о его результатах ставят в известность руководство.

Учебному центру активную помощь оказывает Северо-Кавказское погрануправление, штаб которого находится в Ставрополе. Такая помощь необходима для подготовки отрядов милиции, которым предстоит нести службу на границе. Лекции читают специалисты-пограничники, а для закрепления теории милиционеры выезжают на заставы, которые расположены в том числе и в горной местности. Специалисты из ставропольских военных училищ также учат милиционеров премудростям своей профессии, в том числе и по корректировке огня.

Буквально на днях центр из МВД РФ получил распоряжение на подготовку 50 сотрудников из числа чеченских милиционеров, которые будут вести работу в республике по пресечению незаконного оборота наркотиков. "Но надо сказать, что у нас постоянно обучаются сотрудники из воюющей республики, - говорит начальник центра. - Напрасно многие считают, что чеченцы - это воюющая нация и что с самого рождения они ничего не боятся". Обучать милиционеров из Чечни, по мнению Тягаенко, и легко, и трудно. Бесспорно, есть вопросы, которые им хорошо знакомы: ориентирование на местности, менталитет своего народа. Но что касается профессиональных вопросов, в том числе и законодательной базы, им это неизвестно. К тому же существует и языковая проблема, особенно с молодыми кадрами. Именно по этой причине тот материал, который им дается в центре, усваивается с трудом.

"Но надо отметить, - подчеркивает Тягаенко, - чеченские милиционеры учатся с большой охотой, им абсолютно все интересно. Многие вещи они узнают у нас впервые. К нам даже руководители чеченской милиции приезжают и просят литературу. Эта потребность у них появляется, как правило, после того, как они послушают того же лейтенанта, вернувшегося с учебы. И это неудивительно, ведь за годы безвластия в Чечне образовался вакуум в правовом поле".

Но отправлять в Чечню милиционера, умеющего только стрелять, - это заведомо обречь его на большой риск, считают в центре. Поэтому его "подковывают" здесь и идеологически. Каждый непременно должен знать и о фундаменталистских течениях в исламе, в том числе и об особенностях ваххабизма.

В центре большое внимание уделяется вопросам по работе с местным населением, при этом ставят в пример полпреда президента РФ в ЮФО Виктора Казанцева, который опирается в своей "чеченской" работе на старейшин. "Помните: то, что решили или подтвердили старейшины или мулла, будет исполнено", - это здесь заучивает каждый.

Подготовка в центре организована не только для начинающих. Здесь наравне со всеми проходят учебу и те, кто служит в элитных подразделениях и даже имеет красный берет. Цитируя Суворова: "тяжело в учении, легко в бою", "элитники" не скрывают, что учиться в центре очень тяжело - это каждодневный напряженный труд. "Конечно, невозможно подготовить всех так, чтобы они были, как говорится, один в один, - рассказывает Юрий Тягаенко. - Но наша задача - изучить группу из 200 человек, чтобы дать рекомендации командиру, кого из бойцов поставить на передний фланг, а кого оставить на вторых ролях. Есть категория людей, которые в экстремальной ситуации могут не только успешно провести боевую операцию, но и сберечь жизни бойцов. Так что распределение ролей в сводном милицейском отряде - это одна из главных наших задач".

Комната психологической разгрузки. Все стены в фотообоях: лес, речка, горы. На полу - горшки с цветами. Из динамика несется пение птиц. Приглушенный свет. Удобное кресло. Врач, на котором вместо белого халата обыкновенные джинсы и светлая рубашка. Для "расслабления" предлагают еще и чашку кофе. Один за другим задаются до смешного простые вопросы: курили ли в детстве, есть ли у вашего соседа голуби... О результатах тестирования промолчу. Скажу лишь, чтобы хоть как-то меня "обезопасить", полковник подарил "Памятку для убывающих в регионы Северного Кавказа". Пожалуй, почти все рекомендации в ней доступны только для военных (организация взаимодействия в бою, управление огнем, задержание военных преступников в лесу и т.д.). Но есть здесь и советы, которые могут пригодиться для "гражданского" командировочного.

Ставрополь


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Власти КНР призвали госслужащих пересесть на велосипеды

Владимир Скосырев

Коммунистическая партия начала борьбу за экономию и скромность

0
289
Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Власти не обязаны учитывать личные обстоятельства мигрантов

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил, что депортировать из РФ можно любого иностранца

0
371
Партию любителей пива назовут народной

Партию любителей пива назовут народной

Дарья Гармоненко

Воссоздание политпроекта из 90-х годов запланировано на праздничный день 18 мая

0
297
Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Вместо заброшенных промзон и недостроев в Москве создают современные кварталы

Татьяна Астафьева

Проект комплексного развития территорий поможет ускорить выполнение программы реновации

0
260

Другие новости