0
967
Газета Регионы России Интернет-версия

26.12.2001 00:00:00

"Как я могу заниматься политикой, если мы нищие?"

Тэги: прусак, губернатор, новгород


- Михаил Михайлович, в недавнем интервью "НГ" Минтимер Шаймиев утверждал, что ранее вы были сторонником централизации власти, а ныне - ярый противник этого процесса...

- К сожалению, мы наблюдаем не централизацию власти, а централизацию финансов. А против этого я всегда выступал и продолжаю выступать. Мы в Новгородской области доказали, что эта проблема решаема. Из консолидированного бюджета области 74% денег отдали в районы и ниже, чтобы никаких претензий не было, что мы на уровне областной администрации все финансы распределяем. Да что там районы - мы опустились на еще более низкий уровень, сформировав такую либеральную модель, когда самостоятельные расчетные счета и балансы имеются у каждого: у лечебно-профилактических учреждений, школ, заведений культуры... В итоге они сами начали зарабатывать деньги. И практика показывает, что такая инициатива - экономическая свобода, а все экономические свободы приводят к результатам.

Мы и собственность отдали - как вы знаете, я ею не занимаюсь. У нас нет ни одного процента акций предприятия, чтобы туда не лезли чиновники. Это лучше, чем в других местах. Я вообще против всякой централизации, которая касается финансовых источников. Централизовать на федеральном уровне надо долги, то есть то, что правительство вынуждено отдавать. Потом армию, милицию и прочие силовые ведомства... Но надо правительству давать столько денег, чтобы их не хватало на создание новых контролирующих и фискальных органов, которых в нашей стране столько, что деваться от них некуда. А теперь говорят: давайте еще финансовую разведку создадим. А зачем? Да потому, что в какой-то стране она существует.

Что касается централизации власти, то я всегда был против нее. Но я всегда был за то, чтобы каждый на своем уровне имел соответствующую власть. Вот сегодня президент не имеет власти, потому что он только через своих представителей общается с губернаторами, изредка с ними встречается на Госсовете. Та же беда у премьер-министра, который с министрами общается через вице-премьера. Вот вам два абсолютно лишних звена. Более того, президент общается с правительством через свою администрацию, где есть экономические управления, которые выполняют хозяйственные функции. Вот вам третье лишнее звено. Какие могут быть в администрации президента хозяйственные функции? Мы что, КПСС возрождаем?

- Но ведь вы всегда утверждали, что губернаторов надо назначать, а это и есть централизация власти.

- Да, глав регионов нужно назначать, а губернаторы соответственно должны назначать глав районов. Великий Новгород, это что - местное самоуправление? Допустим, я не губернатор, мы с вами решили встретиться и "посамоуправляться" - мы такое право имеем, но мы можем так повлиять на власть? Я представляю себе такую схему. В регионах собрания представителей, сформированные из всех категорий активных людей, выбирают кандидата в губернаторы. Они предлагают президенту одну (если есть такая консолидированная фигура) или две кандидатуры, президент делает свой выбор. Но при этом он не может снять этого человека без собрания представителей.

Теперь по поводу избрания президента. Раньше часть членов политбюро избирало генсека, а теперь шесть олигархов избирают президента. И он, их заложник, ничего не может сделать. Так почему у нас не может быть собрания представителей от субъектов Федерации, которые выдвинули бы одного или двух человек для голосования? В чем проблема?

- Но в это собрание представителей попадут те же самые олигархи.

- Собрание представителей - это 300-400 человек, а олигархов в стране - всего полдюжины. И потом, мы в Новгородской области не найдем Березовского или Абрамовича, мы слишком бедны для этого.

- С принятием нового бюджета регион станет еще беднее, как я понимаю...

- Бюджет сложен очень неразумно. Да и не может быть иного, так как вся страна работает на сырьевую отрасль, а реальным сектором экономики еще никто не занимался, причем за все время реформ, смею вас заверить. Это уже привело нас к дефолту 1998 года. У нас же экономика кредитуется за счет кармана человека, а не за счет создания эффективной банковской системы. Нет никакой политики в этом направлении, поэтому бюджет зависит от цены за баррель нефти. А это должен быть только дополнительный доход.

И еще один вопрос. 80% бюджета - в Москве. Еще 20% - и получаем КПСС. Какая при этом может быть инициатива на местах? Мы в Новгородской области за десять лет добились того, что перешли с 52% дотаций до 8%. И было бы 0%, если бы Центр все не забирал. Разве плохо для страны, когда субъект Федерации сам старается? Мне часто в укор ставят, что на Новгородчине нет никакой политической жизни. Конечно, нет, потому что Прусак занимается экономикой, а не политикой. Как я могу заниматься политикой, если мы нищие? Какой смысл, кто нас слушать будет? О какой политике можно говорить, когда у регионов-доноров нет денег на зарплату?

Из бюджета страны возвращаются старые долги так называемым аффилированным структурам: "Газпрому" и РАО "ЕЭС России". Почему они делят эти деньги, этим должно государство заниматься. А я не могу людям зарплату заплатить. Значит, должен постоянно повышать коммунальные платежи. А что толку? В Новгороде народ такие суммы еще потянет. А вот в совхозе Передольском, к примеру, 148 тысяч долга по коммунальным платежам. Так они и не собираются платить, потому что нет у них таких денег.

- Михаил Михайлович, почему только один вы выступаете против подобной бюджетной политики, остальные региональные лидеры молчат?

- Уже не молчат. Очень много губернаторов выступили на последнем Госсовете, они высказали свое, скажем так, очень аккуратное недовольство. Аккуратное, потому что авторитет у Путина есть и он останется, он нормальный человек с точки зрения работы, активен, во все вникает, все на себя берет, но скоро он поймет, что должен заставлять работать других. Не может один человек отвечать и за "коммуналку", и за малый средний бизнес, и за образование. Губернаторы очень мягко высказывали президенту свои предложения.

- Эти предложения прозвучали на заседании?

- Нет, уже после официальной части - на обеде. И я думаю, что Путину придется задуматься, нет у него другого выхода. Тогда и правительству придется задуматься. Зачем иждивенцам платить? Вот я финансирую областную газету, даю денег, а газета работает плохо. А два журналиста у нас в городе организовали газету, никто им денег не давал, газета хорошая и работает с прибылью. Как показала практика, где есть государственное влияние, где есть государственные субсидии, работы нет. Вот многие помогали лесным комплексам, я не помогал, а он стал у нас одним из лучших в стране.

- Вы были автором "письма трех", кстати, опубликованном в "НГ", где впервые говорится об изменении структуры власти в России. Как вы сегодня, по прошествии полутора лет, оцениваете эти идеи и их реализацию?

- Меня пригласили возглавить Демократическую партию, и основой нашей платформы стало то самое "письмо трех". Я считаю это показателем того, что данные идеи востребованы. Более того, сейчас все большее количество людей говорит о необходимости вносить поправки в Конституцию. Нужно власть менять, но власть должна меняться ради эффективного управления хозяйством страны, а не просто так по какой-то модели. В нашей Конституции есть первая половина наших свобод, в ней говорится, что мы имеем право избирать органы власти или президента. Но на следующий день уже не можем влиять на принимаемые решения. Там же, где есть гражданское общество, демократия, там и избирают, и влияют на власть. Вот, например, Польша, страна из посткоммунистического пространства. 42% набрали социал-демократы, договорились с аграрниками, имевшими 9%, и получили контрольный пакет. В результате поставили своего председателя правительства, и президент вынужден считаться с их позицией. Идет как бы делегирование полномочий снизу доверху, а наша Конституция сверху донизу - сплошное командование.

- Но у нас президентская республика, а не парламентская.

- Там тоже президентская республика, но парламент имеет право ограничений, а люди могут влиять на парламент. А у нас парламент проголосовал за захоронение ядерных отходов. Это нормальная ситуация? Проведите референдум - люди будут стопроцентно против. А нашей Думе наплевать. Я не хочу сказать, что в политике могут быть все стопроцентно искренними, но считаться с мнением людей власть обязана. Не говоря уже о президенте. Он же должен, прежде чем подписать закон или распоряжение, спросить людей.

- А как вы относитесь к озвученной спикером верхней палаты идее продлить президентский срок?

- Нормально. Никаких вопросов, я давно за это высказывался. Потому что в нашей стране в таком сложном переходном периоде, когда строится и государство, и экономика, президент должен править семь лет.

- В "письме трех" вы говорили и о реформе Совета Федерации. Реформа уже завершилась, но не так, как хотелось вам.

- Не нужен стране Совет Федерации. То, что Прусак и другие губернаторы там были, это глупо, потому что не могут быть исполнительная и законодательная власти в одном флаконе. Это была платформа для самореализации региональных лидеров. Теперь там наши представители. Но что это такое - представитель губернатора? Или другой вопрос. Теперь говорят, что нам надо в верхнюю палату избрать депутатов. Зачем стране две палаты? Должен быть эффективный Госсовет, хотя и с совещательным голосом. Но чтобы там были не только законодатели и исполнители, но еще и федеральные власти - и от правительства, и от администрации президента представители.

Например, раньше КПСС даже формально концепцию социально-экономического развития для нас давала на пять лет, а сейчас президент читает послания - и то только на один год. На один год - это в Штатах можно, где экономика налажена.

Надо все менять и начинать с Конституции. Продвигаться вперед, внося поправки, к созданию гражданского общества. Нынешняя Конституция была написана под одного лидера - это было оправданно. Время показало, что правильно мы за нее голосовали. Кстати, Совет Федерации был тогда создан для противостояния нижней палате. А сейчас в нем смысла нет, противостояние стало меньше, все поняли, что надо двигаться к рыночному хозяйству. Так что я убежден, что Основной закон не "священная корова". Но надо двигаться к тому, чтобы Конституция не работала на одного человека, ибо рядом с ним всегда оказываются 5-6 "преданных" советников, которые в итоге прибирают и экономику, и все остальное.

Преданных очень много было с Горбачевым, с Ельциным, а как только случились кассовые разрывы, все ушли. Так же будет и с Путиным. Очень много преданных с Владимиром Владимировичем, потому что они, прикрываясь его авторитетом, потихонечку живут и работают на себя. К тому же среди них слишком много некомпетентных людей. Сейчас же наступил момент, когда нужны люди, которые имеют опыт. Если человек берется за реформирование системы государства от имени президента, то он должен видеть это государство хотя бы в виде поселковой или сельской администрации. Попробуй, не имея конкретного опыта, стать президентом в какой-либо западной стране. Такие исключения возможны в редкие моменты, когда народу все равно.

- А федеральные округа, на ваш взгляд, необходимы?

- На переходном этапе, временно и только в вопросах координации силовых структур. А что касается экономики, то есть сбивание всего и вся в кучу, это огромная ошибка. Что, если будет Татарский обком партии, Шаймиев приедет к Кириенко на планерку? И я не поеду на планерку к Черкесову никогда. Смотрите, что получилось. Боролись с региональными баронами - успешно победили их. А потом у нас отобрали лес, Сбербанк, природные ресурсы... Мы теперь, чтобы машину песка получить, дабы дорогу подсыпать, получаем разрешение в Питере. Ольху какую-нибудь вырубить - опять разрешение. Даже коммуникации забрали от нас.

- Любовь Совершаева, заместитель полпреда Северо-Западного федерального округа по экономике, утверждает, что она занимается только мегапроектами, чтобы один регион случайно там не подкузьмил другому...

- Какое ее дело? Что такое привлечение инвестиций - это конкуренция. Это во всем мире штаты и земли между собой конкурируют по привлечению инвестиций. Мы тут соревнуемся с Ленинградом и областью - чем это плохо? Мы создали лучшие условия, и к нам приехали "Кедбери", "Дирол". А она что, будет так "координировать", чтобы все инвестиции Санкт-Петербургу достались? Полпреду вообще не нужен заместитель по экономике.

Все говорят: у вас что, плохие отношения с Черкесовым? С Черкесовым у меня хорошие отношения, человеческие. Я их наладил. И вопросов нет.

- Но если не полпреды, то кто обеспечит Кремлю контроль за регионами, в том числе и за ходом региональных выборов? Кстати, в Новгородской области выборы всегда проходят без вмешательства Центра.

- Потому что у нас ничего нет. Что такое Якутия? Это 33% алмазов в Москве, 33% - в Якутске и 33% - на уровне районов республики. Кто завладеет Якутией, тот все эти 33% и приберет туда. В этом весь сыр-бор. Не надо было влезать Кремлю в это. Потому что нашу экономику размонополизировать все равно придется.

- Вы говорили о Демократической партии. Многие до сих пор задаются двумя вопросами: зачем вам это надо и в какой нише вы собираетесь работать?

- Нас разделили на три категории: левые, правые и по центру. Это так с Кремля видится. На самом деле 99% ждут, что им кто-нибудь вразумительно что-то скажет в ближайшее время. Вот мы будем работать на эти 99%. Потому что оставшийся один процент, воюя между собой, разделил людей на протестном сознании. Если 80% денег находится в Москве, если богатство национальное находится в руках шести человек, то какая там может быть многопартийная система - это просто фикция.

И партии такие же. Тот же "ЕдиОт" - это братская могила. Уже нельзя людям из Кремля навязывать народу какой-нибудь очередной блок, народ уже все понимает.

- Вы известны либеральными экономическими взглядами. И Егор Гайдар, к примеру, утверждает, что все программы, которые реализует Путин, разработаны в его Институте переходного периода.

- Никакой экономической политики Путина еще не было. Путин будет иметь экономическую политику, когда у него будет правительство. Экономическая политика - это политика правительства, у Путина еще не было своего правительства, как я понимаю. Поэтому он ничего не может сказать. С моей точки зрения, это должны быть люди, которые знают реально, что такое экономика страны и хозяйство. Если они придут, то экономическая политика будет. Если они не придут, то правительство будет ангажировано людьми из финансово-промышленных групп, которые привязаны только к сырьевому комплексу. Что касается заявления Гайдара, то он поступает неразумно. Это плохая услуга президенту. Но у нас с либералами так всегда. Либеральные демократы постоянно хвалятся якобы какой-то либеральной моделью. На самом деле в мировой практике нигде никакой либеральной модели не было.

Великий Новгород


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
738
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
757
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
1013
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
728

Другие новости