0
971
Газета Регионы России Интернет-версия

07.03.2002 00:00:00

Шведы научат русских любить родину

Тэги: лес, промышленность


Леса Псковской области на 40% заросли осиной. А осина в лесном хозяйстве, что лебеда в сельском. Сорняк, в общем. И самая лучшая осина если на что и годится, так это разве что на спички. Если бы мы задались целью заготовить спички только из псковской осины, обеспечили бы всю страну стратегическим запасом на сотню лет вперед.

И все-таки именно Псковскую, Новгородскую и Вологодскую области предпочитают для работы иностранные деревозаготовители. Не потому, что хорошего леса тут с избытком (в тайге, надо полагать, поболее). Просто сегодня граница рентабельности для пиломатериалов составляет 2500 км, а для круглого леса - 1000. А тут, как известно, граница рядом. Что Прибалтика, что Скандинавия. Все экономнее.

Хотя, экономия и Россия - вещи, похоже, несовместные. Когда в начале 90-х было создано российско-шведские СП в трех районах Псковщины, удивлению шведов не было предела. Шведы хотели рубить лес по правилам, к которым они привыкли у себя дома. Но в России, как известно, свои законы, в том числе и неписаные. Не говоря уже о нормативах, согласованиях и планировании. К тому же в России лес рубят - щепки летят. А так как лесхозы у нас сидят на "лесном золоте", но бедны как церковные крысы, "рубки ухода" у них мгновенно превращаются в "рубки дохода", а тактика известна только одна - выжженной земли.

Может, потому и возникла у шведов (при поддержке Всемирного фонда дикой природы) идея программы "Псковский модельный лес". То есть было предложено на базе хотя бы одного лесхоза продемонстрировать российским специалистам, как и в какой последовательности нужно управлять лесным хозяйством, чтобы и лес пилить, и зверюшек не погубить, и экологию сохранить в приличном состоянии.

Проект начался в 2000 г. на территории 46 тыс. гектаров леса в Стругокрасненском районе Псковской области. За год была выработана "карта боевых действий", а также наконец-то определено, что и где в лесу есть. Где лес, а где опушка, где медвежьи тропки, а где кабаны землю роют, где лес "цедить" нужно, а где без сплошной рубки не обойтись. Кстати, в самих Стругах Красных уже открыт учебный центр для наших лесопользователей, причем не только для псковичей, но и для лесников и "лесорубов", скажем так, из других регионов страны. А местные школьники, заметим, даже оборудовали "экологическую тропу".

Лес под проект был арендован на 49 лет. А то ведь какие две главных беды в лесном хозяйстве? Да как в России. Во-первых, дороги плохие, поэтому лес рубят только там, где подъехать можно. Во-вторых, лес у нас дают, как правило, в аренду до 5 лет или продают на аукционах. И в том и в другом случае задача лесоруба одна: побольше "дров" напилить, а после нас хоть потоп, хоть бурелом. То есть ни у кого не появляется желания лес возобновлять. А это ведь только в сельском хозяйстве урожай раз в год собирается. В лесном деле не чаще одного раза в 50 лет.

В Скандинавии, кстати, именно потому, что не только рубят, но и ухаживают за лесом, собирают с такой же делянки, как в России, в 3-4 раза больше пиловочника, причем более качественного. А прибыли получают в 10-12 раз больше. В Швеции, к примеру, нет такого понятия, как промежуточное лесопользование. Лес рубят один раз - по достижении спелости. Все остальное - это уход. Получается, мы просто не умеем хозяйствовать. В итоге в России, самой зеленой территории на европейской и североазиатской "лысинах", вклад леспрома в общий бюджет более чем скромен - 2% в федеральный и еще 2% в бюджеты других уровней. И это при потенциале лесного комплекса в 100 млрд. долл. ежегодно.

А ведь лес - это не только ель, сосна или та же осина. По данным специалистов, производимые гектаром леса пищевые, кормовые, лекарственные ресурсы, кислород, фитонциды, пылезадерживающие и прочие полезные функции леса оцениваются в десятки раз больше, нежели годичный прирост древесины. В лесах Псковщины произрастает 350 видов лекарственных трав. Когда-то все это поддавалась учету, устанавливались планы заготовок недревесной продукции, целенаправленно создавались специализированные плантации. К примеру, Порховский лесхоз славился своими клюквенными и грибными плантациями. В Стругокрасненском лесхозе действовали мастерские химлесхоза, которые ежегодно добывали 10 тонн смолы. Хвойно-витаминные цеха выпускали питательный корм для скота. Десятками тонн заготавливали ивовую кору. Один только комбинат пищевых продуктов леса перерабатывал 300 тонн березового сока, выпускал около 30 наименований продуктов из лесных ягод, деликатесов из грибов.

А ведь есть еще охота, рыбалка... Правда, шведский эксперт в рамках программы "Псковский модельный лес" ситуацию изучал и пришел к выводу, что нашей охотой и рыбалкой заморского туриста не затянешь. В Швеции на лесной площадке такого же размера кабаны и лоси толпами бегают, не то что наши одиночки. Что поделать, но такие вот у нас особенности национальной охоты... Зато можно делать хороший бизнес под названием "birdwotch" (наблюдение птиц). Оказывается, только в Великобритании есть 25 туристических агентств, которые предлагают своим клиентам такой вид развлечения. Стоит, он, кстати, недешево, а на Псковщине редких птиц хватает.

Шведское агентство международного развития и сотрудничества, Всемирный фонд дикой природы (Германия) и лесопромышленный концерн "StureEnso" вложили в проект "Псковский модельный лес" миллион долларов. Если удастся не только создать новую модель управления лесным комплексом, но и распространить западный опыт на другие регионы, затея себя окупит. "Оказывается, - заметил глава Стругокрасненского района Александр Котов, - можно так аккуратно пилить-рубить, что и муравейники целы, и ягодники не вытоптаны. Шведы на практике показали пример образцового поведения в лесу..."

Интересно, что ученые, подняв в рамках упомянутой программы архивные материалы, пришли к выводу, что наибольший урон псковским лесам был нанесен в период с 1920 по

1930 г. и с 1990 по 2000 г. прошлого века. Оба эти периода характеризовались внедрением принципа "хватай сегодня - завтра не будет!", когда уже никто не стеснялся: квоты на вырубку получали погранзаставы и епархии, сельсоветы и частные лица. Постучали топорами и погудели "Дружбами" всласть. Пора бы и опомниться.

Кстати, ученые отметили интересный факт: карту, показывающую стремительное сокращение (за счет вырубки) лесов в экваториальной Африке, Индокитае, Южной и Центральной Америке, наложили на карту распространения СПИДа. Они практически совпали.

Псков


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


В Совете Федерации остается 30 свободных мест

В Совете Федерации остается 30 свободных мест

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Сенаторами РФ могли бы стать или отставники, или представители СВО-элиты

0
792
Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Россияне хотят мгновенного трудоустройства

Анастасия Башкатова

Несмотря на дефицит кадров, в стране до сих пор есть застойная безработица

0
924
Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Перед Россией маячит перспектива топливного дефицита

Ольга Соловьева

Производство бензина в стране сократилось на 7–14%

0
1293
Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Обвиняемых в атаке на "Крокус" защищают несмотря на угрозы

Екатерина Трифонова

Назначенные государством адвокаты попали под пропагандистскую раздачу

0
1038

Другие новости