0
3346
Газета Регионы России Печатная версия

06.09.2004

Автограф предков – оберег для потомков

Тэги: удмуртия, традиции, пус


В музеях Удмуртии на некоторых экспонатах можно увидеть своеобразные знак, метку, клеймо – родовой знак владельца данной вещи или мастера, изготовившего ее. У удмуртов он называется «пус». Традиция ставить такие родовые знаки существовала почти у всех древних народов, но мало кто сохранил их образцы до сегодняшнего дня. Удмуртам это удалось.

Пус показывает принадлежность роду (воршуду). Этот знак вначале, в период матриархата, был материнским, а потом стал передаваться в роду от отца к старшему сыну, а младшим он доставался в несколько измененном виде. Как считает доктор искусствоведения Константин Климов, удмуртский пус – это и личная печать человека, и знак родовой принадлежности, и знак собственности, и своеобразный оберег.

– Помню, после бури зайдешь в лес, а все поваленные деревья помечены зарубками, значит, крестьяне, которым беспрепятственно разрешалось пользоваться буреломом, уже побывали здесь и поставили свои метки – пусы, – рассказывает народный художник Удмуртии Семен Виноградов. – Пус – знак собственности. Следовательно, помеченное дерево никто уже не возьмет. Обычай ставить родовой знак исчез после Второй мировой войны, когда почти все мужчины погибли, а именно они имели право на этот автограф. Молодые теперь и не знают, как выглядит их семейная подпись.

В деревне Шайтаново, откуда родом Семен Виноградов, у каждой из 75 семей был свой воршудный знак. Так, у Виноградовых он был в виде математического символа «умножение» под двухскатной крышей. Пус мог быть в виде гусиной лапки, лестницы, ромба и т.д. Все свои поделки и инструменты деревенские мастеровые помечали пусами. К примеру, строит кто-то избу – просит у соседа столярные инструменты. Чтобы потом строитель смог вернуть вещь хозяину, не перепутав, пус, вырезанный, например, на ручке стамески, приходился кстати. Пус до сих пор можно увидеть на тканых полотенцах, в вышивках на национальной одежде. Он может быть графическим, живописным, объемным и вписан в орнамент ковра, домашней утвари, изображен на воротах, на доме.

История удмуртских пусов хорошо исследована еще дореволюционными этнографами. Так, Михаил Худяков, например, считал, что пусы – дошедшие до нас остатки древней письменности. В переведенном им на русский язык удмуртском эпосе «Священная книга» читаем: «Сделав книгу из бересты, / старцы в книге начертали... / пусами молитв порядок, / и суда, и всех обрядов. / Книгу эту поместили / у ватка, в земле удмуртов, / и хранить ее велели / старцу древнему – восясю». О существовании такой древней книги с записью религиозных текстов говорится во многих легендах. Упоминается и место, где книга была сожжена главным жрецом-хранителем, чтобы она не попала в руки врагов, – в лесах нынешнего Глазовского района на месте древних молений.

Как пишет доктор исторических наук Владимир Владыкин, институт воршуда сохранился среди удмуртов в достаточно полном виде, чтобы составить представление об этой древнейшей социокультурной системе, хотя в самом термине содержится еще много неясного. Еще в начале прошлого века воршуд охватывал практически весь удмуртский этнос. Каждый удмурт знал, к какому воршуду он относится, какие у его рода покровители, которых тоже называли воршудами. Все воршуды имели имена, которых известно около 70. Они сохранились и в названиях деревень. Предания связывают эти названия с именами «счастливых женщин, прародительниц». Подэм пус, или бортное пятно, или тамга – широко бытовали среди удмуртов вместо подписи и печати. Как сообщают дореволюционные ученые, этими знаками удмурты подписывали документы, прошения. Воршудный знак был наследственным, его могли продать. Так, в 1702 году удмурт Асын Козмин продал свою вотчинную деревню вместе с бортным пятном татарину Исупу Арасланову.

С веками воршудные знаки распространялись. Известен случай, когда удмурты Глазовского уезда, занимавшиеся торговым извозом, приехали в удмуртскую деревню Самарской губернии и, сличив воршудные пусы, определили родство, хотя самарские старики давно забыли, откуда переселились их предки и когда это было. К счастью, удмурты сохранили образцы традиционных для предков знаков, которые многое могут рассказать об истории этого древнего народа.

Ижевск


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Водка "Буха" и арабки в топиках

Водка "Буха" и арабки в топиках

Вадим Черновецкий

У женщин в Тунисе даже больше прав, чем у мужчин

0
939
Традиции, новации, революции

Традиции, новации, революции

Валерий Степаненков

Как противостоять иррациональному желанию перемен ради перемен

0
1212
Украинцы хотят разогнать Верховную раду

Украинцы хотят разогнать Верховную раду

Татьяна Ивженко

Большая часть граждан поддерживает досрочные выборы парламента

0
2261
Зеленский считает, что "распустил Раду и по закону, и по запросу общества"

Зеленский считает, что "распустил Раду и по закону, и по запросу общества"

0
532

Другие новости

Загрузка...
24smi.org