В понедельник 3 июля в пригороде Петербурга Пушкине пройдут слушания по строительству первой очереди города-спутника Южный. Он, как считает значительная часть петербуржцев (особенно живущих в близлежащих районах), усугубит транспортные проблемы на выездах из города и ухудшит качество жизни.
Проект города-спутника в очередной раз был торжественно презентован на Петербургском международном экономическом форуме, где было заключено соглашение, по которому инвестором и генеральным подрядчиком станет турецкая компания «Ренейссанс Констракшн». Как сообщалось в пресс-релизах, в этом городе построят дороги и гостиницы, а также будут развиваться бизнес-активность и инновации. Срок реализации проекта – 15 лет. В городе предполагается поселить 134 тыс. человек и создать около 116 тыс. рабочих мест. Соглашение считается бессрочным, однако предусмотрен порядок его расторжения, если одна из сторон предупредит об этом за месяц.
Против проекта выступает ряд экспертов, оппозиционных депутатов, экологи и общественное движение «Гражданин Пушкин». В петиции, под которой собираются подписи, говорится по поводу строительства первой очереди вокруг поселка Лесное: «В Лесном сегодня проживают 1500 человек. По проекту: 7 многоэтажных домов (10 этажей) еще на 8000 человек (из расчета 28 кв. м/чел.). В проекте отсутствуют парки, больница, станции скорой помощи, пожарное депо, отдел полиции. Подключения к городским сетям водоснабжения не будет. Единственное транспортное сообщение с городом – Киевское шоссе». По мнению противников Южного, даже первая очередь заставит и без того перегруженную Киевку (дорогу, ведущую через густонаселенные Гатчинский и Лужский районы в Псковскую область, откуда движется поток в белорусском направлении в сторону стран ЕС) окончательно «встать».
Депутат Заксобрания от Партии роста Оксана Дмитриева в июне заявляла журналу «Город 812», что «Южный» – один из примеров непрозрачной политики Смольного в сфере инвестиционных проектов: «Коммерческой тайны в расходных обязательствах бюджета либо в льготах по предоставлению земельных участков нет и быть не может, это все публичные обязательства. При этом в Петербурге все чиновники от Ирины Бабюк (председателя Комитета по инвестициям) до губернатора Георгия Полтавченко считают коммерческой тайной все соглашения и договора по 55 стратегическим инвестиционным проектам, среди которых такие скандальные, как Западный скоростной диаметр, «Морской фасад», город-спутник Южный и т.д. Ни по одному не предоставили инвестиционного соглашения ни депутатам, ни Контрольно-счетной палате. А ведь эти инвесторы получают участки без торгов иногда бесплатно, а часто – по цене существенно ниже рыночной. Что инвесторы дают взамен, какие обязательства на них возлагаются – все это должно быть предметом публичного рассмотрения и оценки».
Санкт-Петербург