0
980
Газета Антракт Печатная версия

16.03.2007

Солистов задвинули на задний план

Тэги: реквием, верди, курентзис


реквием, верди, курентзис Харизматичный грек Курентзис хочет попробовать себя в роли самого Верди.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

20.03. «Реквием» Верди. Большой зал консерватории.

«Реквием» Верди за последние концертные сезоны в Москве стал сочинением fix. Каждый раз его исполнению придается событийный статус, а потому к нему регулярно приковывается внимание дирижеров.

Мы давно уже привыкли считать каноническим исполнение мощное и сочное, когда обязательно поясняется, что вердиевское сочинение отнюдь не заупокойная месса, несмотря на жанр, а драматическое произведение, насыщенное и максимально выразительное. Но скоро разговоры пойдут в другом русле.

За «Реквием» взялся Теодор Курентзис – искатель исторической музыкальной правды и такого же звучания. По его мнению, экспрессии (что традиционно считается основной характеристикой этого произведения) здесь не место. Выходит, что более чем за сотню прошедших лет исполнение «Реквиема» поросло неправильными и необоснованными трактовками.

Курентзис, исследовав исходный текст, начитавшись вердиевских писем, вывел для себя абсолютную формулу исполнения «Реквиема».

Вначале последуют лишения: музыкантам – жильные струны и никакого вибрато, певцам – отсутствие строгости в голосе и какой бы то ни было «итальянщины». Все должно быть ясно, строго и даже прозрачно.

Затем – сценические решения: по аналогии с премьерным исполнением в соборе Сан-Марко в Венеции (дирижировал тогда сам Верди) солисты будут позади оркестра, на возвышении. Коллективы, которые должны выслушать и принять «новую правду», уже не первый раз играют с Курентзисом.

Его новосибирские подопечные – оркестр Musica Aeterna и хор New Siberian singers доверяют своему гуру на сто процентов, да и камерный оркестр Musica viva, более чем сносно отыгравший свою партию в «Дон Жуане» прошлым летом, отзывчив к решениям дирижера.

В солисты Курентзис подобрал интернациональный состав: наших Хиблу Герзмаву (сопрано) и Евгения Никитина (бас), немку Биргит Реммерт (меццо-сопрано) и итальянца Роберто Сакка (тенор).

Есть еще один любопытный момент в предстоящем концерте. На афише белым по коричневому написано «Верди. Реквием. Дирижер Теодор Курентзис». И все бы ничего, но некоторым диссонансом смотрятся при этом руки пианиста на клавиатуре.

Проводить аналогии с фортепианным исполнительством и оркестровым сочинением в этом случае представляется затруднительным. Можно остановиться и дочитать верхнюю строку: оказывается, концерт позиционируется как приношение Святославу Рихтеру, а 20 марта – день рождения гениального пианиста.

В принципе понятно, что Фонд Рихтера – инициатор концерта – желает большего внимания к себе и к фамилии великого человека. Вот только афиша в этом случае все же демонстрирует, что не Святослав Рихтер, которому посвящен концерт, главный герой вечера, а фамилия модного нынче дирижера, гарантирующая стопроцентный зрительский интерес.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Гастроли Ла Скала вызвали ажиотаж в Савонлинне

Гастроли Ла Скала вызвали ажиотаж в Савонлинне

Вера Степановская

Главными событиями оперного фестиваля в Финляндии стали "Разбойники" и гала-концерт миланского театра

0
1600
Международный Дягилевский фестиваль завершился музыкой прощания и звуками стройки

Международный Дягилевский фестиваль завершился музыкой прощания и звуками стройки

Надежда Травина

Молоток и его Мастер

0
1535
На Дягилевском фестивале – поспешай медленно

На Дягилевском фестивале – поспешай медленно

Надежда Травина

В Перми представили "Гиену", "Идоменея" и концерт византийских песнопений и музыки Арво Пярта

0
1868

Другие новости

Загрузка...
24smi.org