0
3010
Газета Антракт Интернет-версия

12.05.2017 00:01:00

Вся жизнь – Большой

Тэги: кинопремьера, большой, большой театр, валерий тодоровский, кинокритика


кинопремьера, большой, большой театр, валерий тодоровский, кинокритика Алиса Фрейндлих сыграла бывшую приму, ныне наставницу молодых, страдающую болезнью Альцгеймера. Кадр из фильма

 В российский прокат выходит «долгострой» Валерия Тодоровского – история про танцовщиков Большого театра, снятая на его сцене, с благословения его руководства и с его же названием, вынесенным в заголовок. Такая заявка вкупе с именем режиссера и временем, ушедшем на съемки, подогрела интерес публики – от «Большого» явно ждали этакой русской версии «Черного лебедя» Аронофски, с кровью, потом и битыми стеклами в пуантах. Но не дождались: фильм Тодоровского получился затянутой для кинотеатра, но вполне пригодной для телевидения героической мелодрамой, максимально сглаживающей острые углы, притупляющей конфликты и совсем неправдоподобно романтизирующей заявленный якобы жестокий и беспощадный мир танцевального искусства.

Самое страшное здесь вовсе не вид лишенных детства будущих балерин, часами торчащих у станка, не поломанные конечности и искалеченные судьбы (такого в принципе нет), не жестокая конкуренция, а крупные планы Александра Домогарова. Играющего экс-премьера Большого, спившегося, сбежавшего из Москвы и ныне заведующего стрип-клубом в шахтерском городке в Сибири. Однажды, «накатив» очередные 100 грамм в привокзальной забегаловке, он замечает танцующую на улице девочку (Екатерина Самуйлина). Засмотревшись профессиональным взглядом (талант не пропьешь!) на причудливые движения этого самородка, герой Домогарова едва успевает заметить, как ее сообщник выуживает из его кармана кошелек. И соглашается забрать заявление из милиции только при условии, что родители отпустят девочку с ним в Москву – поступать в хореографическое училище. Так начинается история Юли Ольшанской, которую к себе на курс отбирает местная Плисецкая – заслуженная пожилая прима Белецкая в исполнении Алисы Фрейндлих. Спустя несколько лет Ольшанская (Маргарита Симонова) – одна из лучших учениц курса, претендующая на роль в выпускной «Спящей красавице», от которой один прыжок до «Лебединого озера» в Большом. К несчастью, ее главной соперницей становится лучшая подруга Карина Курникова (Анна Исаева).

В этой истории все как по нотам. Природный талант спорит с упорством, самоотверженность со свободолюбием, гордость с честью. Побеждают мир, дружба и женская солидарность – в столь счастливый и благородный финал, как в «Большом», трудно поверить даже людям, далеким от балета. Несмотря на то что почти все главные роли здесь «танцуют» настоящие балерины, да еще и в реальных локациях, фильм легко обходится без излишнего балетного драматизма. Страдания вынесены за пределы классов, гримерок и сцены и отданы на откуп конфликту отцов и детей, любовным переживаниям, прочей «бытовухе», на которую, несмотря на плотный график занятий, у девушек вполне хватает времени. Вполне предсказуемой и, к счастью, не требующей от исполнителей – все-таки по большей части непрофессионалов – чрезмерных актерских усилий.

 «Большой», безусловно, изобилует танцевальными сценами. Авторы в хорошем смысле смакуют каждую осанку и растяжку, каждый прыжок и поддержку, не забывая использовать замедленную съемку для продления эстетического удовольствия. С другой стороны, это же невольно растягивает и затягивает действие, увеличивает экранное время, идет в этом случае вовсе не на пользу картине – слишком уж монотонно и гладко все, происходящее на экране. У Карины и влюбленного в нее партнера хотя бы поддержки не выходят, тогда как у Ольшанской танцевальных осечек не бывает вовсе. С каждой минутой происходящее на экране все больше походит на сериал и по хронометражу, и по ритму – авторы, к слову, планируют выпускать и телевизионную версию.

Тодоровский по понятным причинам не демонизирует танцевальную школу Большого. И дело не только в непосредственном участии театра в производстве фильма – здесь прошла даже премьера, чего не было со времен «Броненосца «Потемкина», – но и в том, что режиссер он не такой, слишком далекий в своем художественном видении и творчестве от какой-либо «чернухи». А в случае с Большим, памятуя недавние скандалы, такого рода фактуры хоть отбавляй – копаться в этом или нет, остается на совести режиссера.

Впрочем, впадать в другую крайность, в совсем уже стерильную мелодраматичность, также кажется неверным. И в хореографическом училище, и за кулисами главного театра, по версии Тодоровского, царит относительная гармония, которой, словно дирижер, управляет строгая, справедливая, но трагически больная Альцгеймером героиня Фрейндлих. Это одно из редких экранных появлений великой актрисы – пожалуй, главное, если не единственное достоинство картины. В остальном большая часть событий – блеклый фон для патетической истории рождения звезды и восхождения примы. Не считая истории одной из однокурсниц главной героини, которая всю дорогу бьется за место в училище, сражается с собственным телом, утягивает его эластичными бинтами, а ближе к финалу храбро отказывается от карьеры балерины. И, натянув цветастый халат и в прямом смысле гордо расправив грудь, с улыбкой на лице устраивается в Большой – костюмершей. Вот оно, счастье.  


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Хунта Мьянмы смягчается под давлением оппозиции и повстанцев

Данила Моисеев

Аун Сан Су Чжи изменена мера пресечения

0
719
Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Вашингтон совершил северокорейский подкоп под ООН

Владимир Скосырев

Мониторинг КНДР будут вести без России и, возможно, Китая

0
1078
Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Уроки паводков чиновники обещают проанализировать позднее

Михаил Сергеев

К 2030 году на отечественный софт перейдут до 80% организаций

0
854
"Яблоко" занялось антитеррором

"Яблоко" занялось антитеррором

Дарья Гармоненко

Инициатива поможет набрать партии очки на региональном уровне

0
831

Другие новости