На торги современного и послевоенного искусства выставили «Спасителя мира» – картину, написанную около 1500 года. Фото Reuters
Когда закончились торги Christie's, одни восхищались, другие посмеивались, но сумма в 450,3 млн долл. не оставила равнодушным не только арт-сообщество, но и людей, далеких от арт-рынка, а порой и от арт-сообщества. Во-первых, это самое дорогое произведение, проданное на открытых торгах и самая дорогая из известных продаж вообще. Во-вторых, оно поступило из собрания российского миллиардера Дмитрия Рыболовлева, который судится со своим консультантом Ивом Бувье, продавшим ему в числе прочих и эту картину. В резонансной истории есть пресловутый скандал, есть интрига – есть в ней и расследования.
«Спаситель мира» – последнее произведение Леонардо, остававшееся в частных руках. Картину, написанную около 1500 года, представляли и так. Накануне торгов в выставочном пространстве Рокфеллер-центра установили скрытую камеру – прессу облетел кадр из видео, на котором (наряду с другими, в том числе известными, людьми) картину Леонардо да Винчи созерцает Леонардо ди Каприо.
Рыболовлев приобрел работу в 2013-м за 127,5 млн долл., в то время как Бувье она досталась за 80 млн. Российский предприниматель постепенно распродает коллекцию, часто получая за произведения меньше, чем заплатил, когда покупал. На торги «Спасителя мира» выставили с эстимейтом в 90 млн долл., при этом у аукционного дома была гарантия от одного заочного покупателя, что тот приобретет Леонардо почти за 100 млн. Эти миллионы – «достижения» работы последних лет: еще в 1958-м она нашла владельца на Sotheby's за 45 фунтов, а на следующих торгах, уже в 2005-м, за 10 тыс. долл. Потому что изображение не относили к Леонардо.
В ноябре 2017-го его выставили на торги современного и послевоенного искусства – на возникшее по этому поводу недоумение представители Christie's отреагировали словами о непреходящей значимости мастера: «Несмотря на то что работа была написана Леонардо примерно 500 лет назад, сегодня она влияет на современное искусство ничуть не меньше, чем в XV–XVI веках».
Сомнения в том, что это Леонардо, у некоторых не исчезли до сих пор. Есть эксперты, принявшие атрибуцию (так, в 2011 году эту картину взяли на проходившую в Национальной галерее в Лондоне выставку «Леонардо да Винчи: художник при миланском дворе»), есть те, кто с ней не согласен. По одной из версий, речь идет о леонардеске, то есть одном из эпигонов великого мастера.
Все эти сомнения и некоторая ирония, по которой «Спаситель мира» ушел с молотка вместе с произведениями, например, Энди Уорхола, не отменяла факта: рекорд. Следующий вопрос – покупатель. Когда в прессе появилось имя саудовского принца Мохаммеда бин Салмана, в открывшемся тоже в ноябре филиале Лувра в Абу-Даби заявили, что произведение было куплено Департаментом культуры и туризма Абу-Даби для этого музея.