0
2692
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

26.01.2010 00:00:00

Кадры в кадре

Тэги: чиновник, честность, модернизация, патриотизм


чиновник, честность, модернизация, патриотизм Необходимо изменить весь строй властной системы. Причем делать это придется самим чиновникам.
Фото Александра Шалгина (НГ-фото)

Где найти честного и компетентного чиновника? Подчеркнем – компетентного: проблема головотяпства не менее остра, чем проблема коррумпированности. В выпуске «Сценариев» от 27 октября 2009 года в статье проректора ГУ-ВШЭ Андрея Яковлева приводятся данные различных исследований, показывающих, что, например, бизнес страдает от некомпетентности госаппарата даже в большей степени, чем от его коррумпированности.

Где взять людей, способных модернизировать страну? Или хотя бы не мешающих тем, кто хочет и может это делать?

Что нужно предпринять – в общем, понятно. Создать подлинное разделение ветвей власти на всех уровнях и способствовать повышению конкурентности политической среды, с тем чтобы оппозиция могла следить за злоупотреблениями исполнительных органов и добиваться наказания виновных. Создать независимую судебную систему, которая будет подчиняться только закону. Создать эффективные правоохранительные органы, подконтрольные обществу. Сделать так, чтобы карьерный рост был основан на меритократических принципах.

На самом деле речь идет о том, чтобы поменять весь строй властной системы России, традиции которой складывались не одно десятилетие и даже не одно столетие. Причем делать это предстоит самому чиновничеству – иных субъектов пока не просматривается. Надо вытащить самим себя за волосы из болота.

С другой стороны, если нужно менять все – это означает, что не ясно, с чего начинать. Приступать к решению задачи следует с чего-то конкретного.

От Ивана Грозного до Нургалиева

В советские времена мяснику платили минимальную зарплату. Логика была железная – он все равно так нарубит мясо, что будет ездить на «Волге» и жить в дорогом кооперативе. Долгое время подобной логики российская власть придерживалась и в вопросах вознаграждения чиновничества.

Систему кормлений официально отменили в результате земской реформы 1555–1556 годов – но это, как видим, не подействовало. Сегодня, спустя почти полтысячелетие, ее наконец придется отменить реально.

Платить государственному служащему нужно много. Зарплата должна быть меньше, чем в частном секторе, но эту разницу следует компенсировать надежными социальными гарантиями от увольнений и сокращений, повышенной пенсией и т.д. Тогда в госслужащие пойдут люди чуть менее азартные и более консервативные, чем те, кто выбирает частный высокорисковый бизнес, – что, в общем, естественно и неплохо. Главное – переломить нынешнюю ситуацию, когда на госслужбу идут либо люди неамбициозные и не слишком квалифицированные, либо, наоборот, излишне склонные к авантюрам.

Схема эта реализуется в полициях развитых стран. Полицейский получает не слишком много – но и не мало. При этом его социальный пакет – и во время службы, и после выхода на пенсию – гораздо солиднее, чем у большинства его сограждан. Однако полицейский лишается своих социальных привилегий при любом нарушении – даже если оно не карается уголовной ответственностью.

И в России такую систему нужно начать внедрять прежде всего с правоохранительных органов – всем понятно, что при нынешнем состоянии милиции модернизация не заладится. Планы по сокращению численности сотрудников МВД на 20% выдвигаются в рамках решения именно этой задачи. Принцип «лучше меньше, да лучше» далее следует распространять на другие сферы. Отчасти он уже работает в отношении муниципальных служащих крупных или просто богатых городов: система местного самоуправления у нас не относится к государственной службе, и всякие спущенные сверху тарифные сетки для этой системы не действуют.

Патриотизм как основа модернизации

И все же, и все же┘ Большинство людей не воруют и не берут взятки не из-за того, что боятся наказания – хотя наказывать преступивших закон надо. Не из-за того, что «хорошее поведение» поощряется – хотя поощрять его необходимо. А из-за того, что они – честные. Вот так все просто.

Если типичному гражданину Швеции, Норвегии, Дании (нужное добавить, ненужное вычеркнуть) предложить взятку, то он откажется не из-за того, что он правоверный лютеранин – современное европейское общество секулярно. Скорее его логика будет такова: «Мы – шведы (и далее по списку) – добропорядочные люди, Швеция – приличная страна. У нас не берут взяток». Причем это будет скорее всего не цепочкой рассуждений, а мгновенной эмоцией. Эмоцией, потому что речь идет о патриотическом чувстве.

Патриотизм – это гражданская религия современного общества. Термин «гражданская религия» впервые использовал Жан-Жак Руссо в труде «Об общественном договоре». Для него гражданская религия – выражение гражданской лояльности обществу и государству. Согласно его концепции, граждане должны рассматривать свое служение обществу как религиозную заповедь в целях укрепления общего благоденствия, общественного спокойствия. Гражданская религия становится «главной волей» верующих людей в общественной жизни, обеспечивая моральные основы государственной политики.

Подлинный патриотизм, как известно, воспитывается на примере славных побед не только над внешними врагами, но и над собственными слабостями. Приступать к борьбе имеет смысл прямо сейчас.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
727
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1413
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1244
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2353

Другие новости