0
5181
Газета НГ-Сценарии Интернет-версия

25.02.2015 00:01:00

Николай Сванидзе: Репутационный держите шаг

Николай Сванидзе

Об авторе: Николай Карлович Сванидзе – журналист, историк.

Тэги: сми, журналистика, общество, пресса


сми, журналистика, общество, пресса Фото Reuters

В профессиональную журналистику я пришел в 90-е годы. И мальчиком уже не был – просто занимался другими вещами. Тем не менее о перемене судьбы нисколько не жалею. Наверное, если бы занялся этим делом раньше или позже (то есть до 90-х или уже в нулевые), у меня ничего и не получилось бы. Потому что, вступив в профессию, я никогда не видел за своей спиной цензора, никогда не приходил к человеку, который до эфира читал бы мои тексты. Сам писал, сам же и читал. В этом, наверное, есть минусы. Но есть и один плюс. Он называется «свобода».

Сейчас ситуация совершенно иная. Как человек, который время от времени принимает экзамены и зачеты на факультете журналистики и там же читает лекции, я должен признаться, что с большим изумлением смотрю на своих студентов. Потому что не могу понять, почему они идут в эту профессию. Причем чаще всего ее выбирают девушки, журналистика все больше становится женским делом. Понятно, что многие из них мечтают увидеть себя на экране, зачем же прятать свою красоту, когда ее можно предъявить широкой аудитории. 

Психологически такая мотивация понятна. И своего вопроса: «Зачем вы идете в журналистику?» таким даже не задам. Но остальные, как они представляют это служение? Чего хотят от журналистики.  Они хотят добывать информацию или просто транслировать то, что будет велено? Мечтают сделать карьеру или хотят иметь право говорить то, что думают? Последнее вряд ли сочетается с карьерой. Тут, как говорится, либо-либо.

Это я говорю о проблемах, выборах, которые предстоит делать будущим или начинающим журналистам.

Своя драматургия жизни у людей состоявшихся, работающих в профессии давно и серьезно. В силу востребованности многих высокопрофессиональных людей перед каждым из них в наши дни стоит вопрос о личной, годами наработанной репутации.

Готовы мы ею пожертвовать и заняться чем-то иным, нежели честная журналистика? Думаю, это личный выбор каждого. Иногда смотришь телевизор и видишь некоторых коллег, которые на этой облачной ценности даже не заморачиваются. Я не ставлю это им в упрек, ни в коем случае, и вообще не собираюсь никого учить, лечить с высоты своего немалого уже возраста... Просто констатирую факт.

Боже мой, ну какая еще репутация! Ты говори, пиши, показывай то, что, во-первых, надо говорить, и то, чего от тебя ждут. У тебя с одной стороны начальство, с другой – публика. Вот и вся репутация.

Это же на самом деле ситуация очень удобная: ты говоришь то, чего от тебя ждут все, и тебе гарантировано, что ты понравишься и начальству, и зрителям.

Есть еще одна группа, которой ты должен и хочешь нравиться. Это твои знакомые, люди, которые тебе могут позвонить по телефону, это твои близкие, люди, которые с тобой общаются дома, твои друзья, которые с тобой выпивают и играют в футбол по субботам. Они тоже будут довольны, они скажут: «Старина, как ты хорошо сказанул по этому поводу! Правильно все. Здорово, круто!» То есть ты всем нравишься, и это очень серьезный повод понравиться и себе самому. Ты после придешь домой, посмотришь на себя в зеркало. Ну, красавец, умница, герой!

На кого еще-то ориентироваться, какие еще принципы?! Все остальное – скука, тоска и занудство.

Поэтому я считаю, что внутренних борений у таких людей не происходит, и упрекать их в отсутствии этих терзаний я не готов. Назовем ли это поколение журналистов жертвой обстоятельств? Да, несомненно. Действительно, пришло поколение журналистов абсолютно циничных не от рождения, а в силу обстоятельств. Поколение абсолютно прагматичное, действительно не знакомое с понятием «репутация», но хорошо знакомое с понятием «успех».

Успех этот временный, потому что обеспечен общим выражением лица. Человек, который говорит то, что от него требуется, говорит точно то же самое, что говорил другой до него, и это же будут говорить другие после него.

Выделиться из такого хора, конечно, можно. И не только упорным трудом, который людям с общим выражением лица, я думаю, незнаком. Поэтому они ищут свой формат.

Недавно все обсуждали громкий случай в Минске. Молодой человек облаял украинских журналисток. Облаял в прямом смысле этого слова. Я сначала, когда смотрел картинку, не поверил своим глазам. Нормальный парень начинает лаять на девушек, они от него закрываются айпэдом. А потом главный редактор его издания хвалит его в эфире: «Молодец, что облаял. Надо было там с ними еще что-то сделать». Дальше идет неупотребляемый глагол.

А мы тут про репутацию…


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Шаг к медиауспеху

Шаг к медиауспеху

Виталий Барсуков

Начинающие журналисты и блогеры прошли образовательный интенсив проекта «Другое Дело» и агентства «Россия сегодня»

0
252
Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Медийная борьба с политическими противниками в Германии

Олег Никифоров

Почему в преддверии земельных выборов в Бранденбурге телеканалы наращивают атаки на правопопулистскую оппозицию

0
1411
Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Интернет в школы доставляют Starlink или Минцифры

Михаил Сергеев

После бюджетного финансирования учителя вынуждены налаживать связь самостоятельно

0
1306
Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Отечественная экономика больше уверенности внушает именно молодым

Анастасия Башкатова

Российские потребители по умолчанию пессимистичны

0
1206

Другие новости