0
1168
Газета НГ-Сценарии Печатная версия

29.05.2018 00:01:00

Хештег – это всего лишь решетка...

Наталья Рябченко

Об авторе: Наталья Анатольевна Рябченко – кандидат политических наук, доцент.

Тэги: хэштэг, интернет, соцсети, общество, политика, сеть


Сетевая наука перебрала достаточное количество теорий и уже поэтому требует эмпирических подтверждений. Но предоставить такие подтверждения достаточно проблематично.

Однако я начну с определений.

Мне кажется, что, когда мы называем Facebook, «ВКонтакте», «Одноклассников» социальными сетями, это не совсем верно. Почему, если мы с вами стали взаимодействовать в Сети, то сразу полагаем, что создали социальную сеть?

Я считаю, что это самая большая ошибка. Она широко распространена, особенно среди молодых исследователей.

На мой взгляд, Facebook и аналогичные платформы – это всего лишь приложения, позволяющие нам вступать во взаимодействия. А вот анализ самих взаимодействий как раз позволит определить, в какой степени они отвечают критериям и признакам социальной сети.

Почему именно развитие Интернета вызывает столь бурную реакцию разных исследователей относительно сетевой методологии?

Во-первых, потому, что Интернет позволяет накапливать, фиксировать и анализировать данные. Эта возможность появилась не сразу. С 1990-х годов и до 2004 года Интернет ничего интересного для социальных наук не представлял. В это время мы все могли оперировать только таким понятием, как «сайт». Но вот в 2004 году Марк Цукерберг придумал свою социальную платформу и назвал ее Facebook.

Этап социальных платформ характерен тем, что каждому пользователю присваивался свой уникальный номер. Это позволило говорить не просто о сайтах, а о взаимодействиях на них конкретных людей, их комментариев, передвижениях вплоть до геолокации и т.п.

Но затем, в 2011 году, наступил следующий этап, который связан с появлением мессенджеров, интересных нам тем, что они закрыты для исследователей в силу приватности и недоступности этих коммуникаций. Но это не последняя проблема тех, кто занимается Интернетом.

У нас появился еще один тип коммуникаций, который определен как человек-бот. Это, как правило, робот или специальная программа, выдающая себя за человека и проникающая в сферу взаимодействий людей.

Если же говорить о политическом пространстве, то оно в Интернете пронизано различными одновременно функционирующими типами и видами дискурсов – как автономных, гетерогенных, так и непрерывных информационных потоков. Накладывая на онлайн-пространство языковые фильтры, данные геопозиционирования, маркеры дискурсивных практик, можно выделять области, характерные для страны, города, определенной группы людей, электората политической партии и т.д.

В этих областях коммуникация и формирование социальных практик происходят в условиях функционирования разнообразных социальных сетей и сетевых сообществ. Пользователи социальных сетей в Интернете взаимодействуют в рамках определенных ролей. Это могут быть «лидеры мнений», «сенсоры», «реализаторы», «читатели», «репутационные игроки».

«Лидеры мнений» запускают волновые эффекты распространения информации и изменяют информационно-новостное поле. «Сенсоры» собирают значимую информацию в рамках того или иного смыслового концепта; они составляют контекст той информации, которую вносят «лидеры мнений».

«Реализаторы» посредством гипертекстурируемости онлайн-пространства технологически запускают блоговолну.

«Читатели», составляя большинство, постоянно находятся в сети и практически не генерируют публичных сообщений. «Репутационные игроки» – это представители бизнеса и власти.

«Лидеры мнений» и «сенсоры» производят и воспроизводят систему социально-культурных установок, которые принимаются и тиражируются всеми участниками социальной сети. Эта система установок описывает и характеризует рефлексивное пространство политики.

Для исследования пространства политики необходимо анализировать дискурсивные практики, продуцируемые социальными сетями. Пользователи наделяют свои практики маркерами и триггерами, благодаря которым мы можем выделять и изучать социально-культурные установки участников и исследовать их влияние на развитие социально-политических систем.

Одними из таких маркеров являются хештеги.

Хештег означает метку, используемую в микроблогах и социальных сетях, облегчающую поиск сообщений по какой-то теме или содержанию и начинающуюся со знака решетки.

Хештеги используют в рекламной продукции, в политических или культурных акциях как отсылку к появившемуся тренду или попытку создать такой тренд в Интернете.

Все социальные платформы связаны одним набором хештегов, которыми пользователь маркирует свое рефлексивное пространство политики. Важность анализа хештегов заключается в способности не только объединять сообщения схожей тематики, но и проводить исследования опосредованного субъекта, образованного в Сети.

Нами не только были выделены количественные показатели рефлексивного пространства политики, но и проанализированы его качественные характеристики.



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.

Читайте также


Саудовский престол требуют отдать брату монарха

Саудовский престол требуют отдать брату монарха

Игорь Субботин

В королевстве сформировалась новая группа оппозиции

0
397
Экстремистов выявят еще в школе

Экстремистов выявят еще в школе

Екатерина Трифонова

Учителя и кибердружинники помогут полиции в противодействии радикализму

0
311
СДПГ ищет повод  для развала коалиции

СДПГ ищет повод для развала коалиции

Олег Никифоров

Сторонники Меркель пытаются удержать ее от ухода с поста председателя партии

0
937
Как растопить лед взаимного недоверия избирателей и власти

Как растопить лед взаимного недоверия избирателей и власти

Алексей Кавецкий

Нарушение прав граждан на честные и открытые выборы должно пресекаться жестче

0
843

Другие новости

Загрузка...
24smi.org