0
2106
Газета Наука Интернет-версия

08.10.2003 00:00:00

Наступает время "тайконавтов"

Тэги: китай, космос, шеньчжоу


китай, космос, шеньчжоу Китайский пилотируемый корабль 'Шеньчжоу' – во многом увеличенная копия нашего 'Союза'.
Графика Simon Zaic

Теперь уже буквально со дня на день весь мир ожидает запуска китайского пилотируемого корабля с экипажем из одного или двух "тайконавтов" (по-китайски - космонавтов).

Предстоящему старту "Шеньчжоу-5" (это официальное название китайского пилотируемого корабля) предшествовали полеты его четырех однотипных предшественников. Они совершили их в автоматическом режиме с ноября 1999 по январь 2003 г.

Главный вопрос для мирового сообщества: зачем это нужно Поднебесной?

Как следует из официального документа Китайского национального космического агентства (КНКА) под названием "Космическая деятельность Китая", для этого государства важнее не столько научные перспективы, которые откроют перед ним полеты в космос "тайконавтов", а вполне земной экономический и военный резонанс от подобных миссий. Пилотируемая программа, или "Проект 921", осуществляемый в Поднебесной с 1992 г. при участии более трех тысяч национальных предприятий и десятков тысяч специалистов, - ключевой элемент этой деятельности. К 2020 г. Китай планирует послать своих представителей на Луну, а в будущем - и на Марс.

Помимо внутреннего есть еще и внешнеэкономический аспект. Китай активно стремится интегрироваться в мировую экономику, в особенности в ее высокотехнологичные области. Космическая программа - один из главных локомотивов этого процесса для Поднебесной. Наконец, Китай всерьез претендует на солидный кусок рынка пусковых космических услуг. К настоящему времени страна эта вывела на орбиту почти 30 иностранных и 50 собственных спутников. Более 90% запусков были успешными.

Но есть и другой аспект крепнущих китайских космических "мускулов", который вызывает немалую тревогу, в первую очередь у Соединенных Штатов. Почему - отвечает капитан Шен Чжонгчанг из НИИ ВМФ Китая. По его словам, более слабый в военном отношении противник может победить более сильного, атаковав космические системы связи и разведки последнего. Поскольку под "более сильным" противником китайских вооруженных сил могут подразумеваться либо США, либо НАТО, подобные заявления, периодически доносящиеся из Китая, весьма тревожат Вашингтон. И неспроста. Как отметил Дин Ченг, сотрудник одной исследовательской корпорации в американской столице, война против Ирака подчеркнула зависимость США от космических систем - то, что в Поднебесной не могли не заметить.

Впрочем, китайских правителей отличает не только традиционное недолюбливание флагмана "мирового империализма", но и реализм в отношении к нему. В вышеупомянутом документе КНКА приводится список из 12 стран, с которыми у Китая установились "долгосрочные отношения сотрудничества" в космосе. На первом месте по значимости стоят США, а Россия, оказавшая неоценимую помощь Поднебесной в становлении ее пилотируемой программы, включая фактическую передачу соответствующих технологий и подготовку "тайконавтов" в Звездном городке, - на почетном десятом, после Аргентины и Бразилии.

Почему - тоже понятно. Соединенные Штаты могут не только запретить своим компаниям запускать собственные спутники на китайских носителях под предлогом возможного попадания военных технических секретов в руки потенциального противника. Аналогичный запрет Вашингтон может наложить и на запуски космических аппаратов других государств, если при их изготовлении использовались американские технологии, а таких за исключением, конечно, российских большинство.

Для нашей страны запуск пилотируемого китайского космического корабля будет означать дальнейшее размывание ее имиджа научно-технической элитарности, поддерживаемого в настоящее время только пилотируемыми полетами в космос. Ведь "Шеньчжоу" - во многом увеличенная копия нашего "Союза", рассчитанная на четырех, а возможно, и большее количество человек (российский корабль - максимум на трех членов экипажа). Значит, "китаец" вполне сможет выполнять роль "спасательной шлюпки" для Международной космической станции (МКС), которую в настоящее время играют пристыкованные к ней "Союзы".

Необходимо учесть и то, что, по данным ЦРУ, суммарный объем российской экономики составил в 2002 г. 1,13 трлн. долл., в то время как китайской - 5,56 трлн., а государственные бюджеты - 45 и 161 млрд. соответственно. Если к этому прибавить наверняка меньшую стоимость "Шеньчжоу", чем "Союза", то можно сделать неутешительный для России вывод о том, что у Поднебесной куда больше возможностей делать пилотируемые корабли, "как сосиски", чем у нашей страны.

И все же, по мнению Ченга, взаимодействие в космосе между Россией и Китаем в настоящее время представляется более вероятным, чем между Китаем и США. В основе этого - два фактора. Первый - технологическое "родство" между "Шеньчжоу" и "Союзом". Второй - схожесть китайского и российского подходов к управлению крупными научно-техническими проектами.

По мнению американского эксперта Альберта Харрисона, несмотря на то что у России и Китая в настоящее время меньше технических и экономических ресурсов, чем у США, каждая из этих стран сможет в недалеком будущем обогнать Америку в космосе. "Русским немного не хватает денег, а китайцам - технологий, но и те и другие очень привержены делу освоения космоса, а потому вполне возможно, что в течение последующих пяти лет, где-то в районе 2007-2008 гг., мы увидим российскую космическую станцию с туристами и китайский завод (на орбите. - Ю.К.)", - полагает Харрисон.

Так это или нет - покажет время. Но уже сейчас можно констатировать: в космосе появился третий "центр силы", который отныне вместе с Россией и США будет определять политику во внеземном пространстве.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
299
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
291
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
416
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
298

Другие новости