10.12.2003 00:00:00

Турция отняла у России языковое первородство

Тэги: язык, происхождение, исслодования, гипотезы

язык, происхождение, исслодования, гипотезы Ян Брейгель-старший: 'Строительство Вавилонской башни'.
До начала строительства этого легендарного сооружения все люди на земле говорили на одном языке.

Лингвисты давно считают, что большинство языков Европы и Индии ведут свое происхождение от какого-то одного древнего и, конечно, давно уже мертвого языка. Споры идут только о том, кто на нем говорил и когда. В одном из последних номеров журнала Nature появилась статья исследователей из Оклендского университета в Новой Зеландии, в которой утверждается, что 144 так называемых индоевропейских языка происходят от древнего диалекта, на котором общались между собой земледельцы каменного века, жившие в Анатолии (азиатская часть Турции) более чем восемь тысяч лет назад.

Ученые пришли к такому выводу, используя современные компьютерные методы, применяемые в эволюционной биологии, вместе со старой и не очень популярной методикой определения возраста языка, называемой зубодробительным термином "глоттохроноскопия". Суть методики, грубо говоря, сводится к тому, что исследователь для каждого из исследуемых языков определяет процент "когнатов" - слов с одинаковыми корнями - и на этой основе определяет приблизительную дату, когда эти языки разделились. Когнатами, например, являются agnis и ignis - санскритское и латинское обозначение русского слова "огонь", которое, как проницательный читатель может догадаться, тоже является по отношению к ним когнатом.

Эти самые когнаты - ужасно ненадежная штука. Один советский фантаст доказывал, что мы произошли от этрусков, поскольку-де этруски, по его мнению, переводились на наш язык ни более ни менее как "это русские!". Опасны также сравнения некоторых слов из русского и китайского языков - на этом основании можно вывести, что мы произошли от китайцев, которые изъяснялись преимущественно ненормативной лексикой. Конечно, когда исследуется большое число когнатов, все эти мелочи нивелируются и можно уже строить какие-то предположения, основываясь на скорости изменения слов со временем.

Используя уже имеющуюся базу данных Йельского университета, включающую в себя 2499 когнатов из 87 индоевропейских языков, исследователи выяснили, что первоначально индоевропейские языки разделились примерно 7800-9800, а скорее всего - 8700 лет назад. Более того, анализ показал, что ближе всех к "корневому" языку находится древний анатолийский язык "хиттит", что играет в пользу уже существующей, но малораспространенной "анатолийской гипотезе".

Если это так, то нам, россиянам, придется в очередной раз облизнуться. До сих пор верх с большим отрывом брала другая гипотеза, согласно которой праязык индоевропейской группы имел хождение 6000 лет назад в России, в районе нынешнего Кургана - им пользовались местные кочевники.

Правда, не все потеряно. Пока сторонники анатолийской гипотезы восторженно потирают руки, их многочисленные оппоненты недоверчиво пожимают плечами. "Я не могу верить этим результатам, - говорит один из них. - Они показывают только то, что на глоттохронологическую модель нельзя полагаться, даже если она улучшена".