27.07.2005 00:00:00

Внутри Марса что-то шевелится

Тэги: марс, исследования

марс, исследования Эрозионные процессы буквально вылизали поверхность Красной планеты.
Фото с официального интернет-сайта программы THEMIS.

Автоматический зонд Mars Odyssey, ведущий съемку поверхности Красной планеты, преподнес недавно маленькую сенсацию. Нет, на этот раз речь не идет об обнаружении каких-то признаков органической жизни или следов воды. Хотя, с точки зрения сравнительной планетологии, сделанное открытие ничуть не менее значимо. Мультиспектральная камера высокого разрешения THEMIS (Thermal Emission Imaging System), установленная на борту Mars Odyssey, зафиксировала на поверхности планеты геологические структуры, отличающиеся широким спектром самых разнообразных минералов – от богатых вкраплениями оливина базальтовых пород и заканчивая насыщенными кремнием гранитами. Очаги этих геологических проявлений настолько малы, что для их идентификации потребовалась вся оптическая мощь THEMIS: по сравнению со спектрометром TES (Thermal Emission Spectrometer), которым оснащен зонд Mars Global Surveyor, разрешающая способность THEMIS выше примерно в 1500 раз; камера способна различить объекты длиной/шириной от 100 метров.

По мнению автора исследования Филипа Кристенсена, все это свидетельствует о том, что Марс по-прежнему остается «геологически сложной и эволюционирующей планетой». Все это позволяет предположить, что планета все еще «дышит»: камни с ее поверхности опускаются в глубь планеты, плавятся там и вновь выталкиваются на поверхность, но уже в «переработанном» виде.

«Найденные оливиновые базальты и граниты, конечно, еще не стопроцентное свидетельство того, что Марс «дышит», – подчеркнул в беседе с корреспондентом «НГ» доктор геолого-минералогических наук, профессор Московского геолого-разведочного университета Александр Портнов. – Самое интересное в этом сообщении вот что. Граниты – это породы дифференцированной планетной коры, и раз они найдены на Марсе – значит, у Марса было достаточно сильное гравитационное поле, – что и понятно, – которое способствовало разделению магмы. Когда дифференцируется базальтовая магма, то из нее, с одной стороны, может получиться чисто оливиновая порода, а с другой – гранит».

Чтобы получше понять значение сказанного, спустимся с Марса на Землю, даже под землю.

На нашей планете процессы разделения земной магмы на базальты и граниты идут очень активно. Скажем, почти вся площадь океанической коры, то есть почти все дно Мирового океана (70%), – тяжелые базальты. И в этом базальтовом море плавают гигантские куски гранитной коры – континенты. На Луне, например, такого нет. Естественный спутник Земли покрывает исключительно базальтовая кора, гранитов там не обнаружено. «Это значит, что у Луны процессы дифференциации силикатной магмы шли слабо, – поясняет профессор Портнов. – До сих пор считалось, что Марс тоже исключительно базальтовый. Но раз нашли граниты на Марсе, то это принципиально говорит нам о том, что на этой планете есть дифференцированная планетная кора».

Другими словами, все это свидетельствует о глубоком – и в прямом, и в переносном смысле – родстве геологических процессов в недрах Земли и Марса. Ведь оливиновые базальты – это, если можно так сказать, «матерые», глубинные породы, связанные с мантией. Однако на Марсе, где уже давно завершилось движение тектонических плит, все это внутреннее шевеление выглядит гораздо более заторможенным и специфическим. Да и фактуры пока еще маловато, чтобы делать какие-то однозначные выводы.

«Для того чтобы сказать, что на Марсе есть континентальный тип коры, нужно составить подробную карту гранитов, показать, что они составляют определенные блоки на поверхности Марса, плавающие в базальтовой коре, как на Земле, – подчеркивает Александр Портнов. – Поверхность Марса говорит о слабой тектонической активности – там нет мощных гор, например. Хотя есть очень мощное ущелье Маринерис глубиной километров десять. Его происхождение не совсем ясно. Возможно, это мощная тектоническая расщелина, которая была углублена водной или водно-ледниковой эрозией, к примеру. Может быть, эта расщелина как раз и разделяет континентальную гранитную кору. Это станет известно только, когда будет составлена геологическая карта Марса».

Однако, по словам профессора Портнова, схожесть геологических процессов на Земле и на Марсе не имеет ни малейшего отношения к разрешению спора о возможности существования жизни на Красной планете. «Находка оливиновых базальтов, гранитов никак с жизнью не связана, – заявляет Александр Портнов. – Геологическая эволюция и эволюция с образованием органической жизни – это принципиально разные вещи. Хотя, я думаю, на Марсе есть замерзшие океаны, но они просто не видны – все засыпаны, снивелированы».