24.09.2008 00:00:00

Инструмент модернизации Поднебесной

Тэги: китай, космос, корабль, полет

китай, космос, корабль, полет Китайская «Священная лодка». Родство с российским «Союзом» очевидно даже при поверхностном взгляде.
Фото из архива автора

По сообщению китайского информационного агентства China.org со ссылкой на местные издания, завтра, 25 сентября 2008 года, в 21 час 10 минут (17 часов 10 минут по московскому времени) в Поднебесной будет запущен очередной, третий по счету, пилотируемый космический корабль «Шеньчжоу-7» («Священная лодка»). Заправка корабля началась более чем за две недели до запуска. По имеющимся сведениям, в полет, который продлится от 3 до 5 дней, отправятся уже три тайконавта (так по-китайски звучит привычное нам «космонавт»).

В ходе миссии двое из них совершат выход в открытый космос (официальное название – ВКД, или внекорабельная деятельность). Один из них будет одет в китайский скафандр типа «Фейтиан», а другой, в российском скафандре «Орлан-М», станет страховать его из орбитального отсека. Третий тайконавт будет находиться в загерметизированном спускаемом аппарате. В ходе данного ВКД будет запущен, что называется «с руки», небольшой спутник, задачей которого станет отслеживание выхода в открытый космос, включая проведение фото- и видеосъемки.

По словам китайского «Гагарина» – Яна Ливэя, ставшего первым гражданином Китая в космосе, возможно, экипаж «Шеньчжоу-7» даже сформирует первую внеземную партийную ячейку. (По правилам Коммунистической партии Китая для этого вполне достаточно трех ее членов).

ВКД в ходе полета третьего «Шеньчжоу» будет проведена не только ради демонстрации возрастающих космических возможностей Китая. Следующие два пуска Поднебесной в рамках ее пилотируемой программы выведут на орбиту в автоматическом режиме, без тайконавтов, «Шеньчжоу-8» и «Шеньчжоу-9», которые, строго говоря, уже и не будут космическими кораблями. Эти «Священные лодки» представляют собой обитаемые модули, которые будут состыкованы на орбите ориентировочно в 2010 году, в виде первой китайской пилотируемой космической станции. Вскоре после стыковки на нее прибудет экипаж в корабле «Шеньчжоу-10». Опыт ВКД пригодится для сборки орбитального комплекса и его эксплуатации.

Итак, предстоящий полет «Шеньчжоу-7» станет третьей пилотируемой миссией Китая в космосе. Напомним: первой стал полет «Шеньчжоу-5» в октябре 2003 года под командованием Яна Ливэя. Он продлился чуть больше двадцати часов. В октябре 2005 года на орбиту вышел «Шеньчжоу-6» уже с двумя тайконавтами на борту – Фэй Цзюньлуном и Не Хайшэном. Эта миссия продлилась пять дней. Таким образом, если «Шеньчжоу-7» отправится в космос, как запланировано, то за пять лет, прошедших с момента полета Яна Ливэя, на орбите побывают три китайских пилотируемых корабля.

Оценить темпы развития китайской космонавтики можно лишь на фоне становления советской и американской космических программ, но и то сделать это будет непросто (см. таблицу).

Как мы видим из таблицы, Китай явно уступает СССР и США по количеству пилотируемых пусков, но соотношение численности этих пусков с качественным ростом китайской космической программы – явно в пользу Поднебесной. Другими словами, Китаю нужно меньше сил и средств, чтобы обеспечить технологические шаги в области космической деятельности.

Не в последнюю очередь, конечно, столь высокие темпы развития космической программы Китая связаны с тем, что Поднебесная использует уже имеющийся опыт космической деятельности, в частности СССР/России. Родство «Шеньчжоу» и «Союза» очевидно даже при поверхностном взгляде на эти корабли. Но при этом «Священная лодка» более универсальна, чем «Союз»: ее орбитальный отсек может отстыковаться от корабля и в автономном режиме работать на орбите, более вместительна и лучше энерговооружена и в будущем может составить серьезную конкуренцию российскому кораблю.

В планах Китая – пилотируемые экспедиции на Луну и Марс, причем не только ради подъема науки и экономики этой страны. Космос для Поднебесной, по словам ее экс-председателя Цзяна Цзэминя, это – «средство поднятия духа нации», которое показывает, что «китайский народ полностью в состоянии овладеть самыми передовыми технологиями путем внесения в них собственных усовершенствований и может стать частью мира высоких технологий».

Достижения за первый пятилетний период полетов