01.04.2010 00:00:00

Восторг на улице физиков

Тэги: физика, коллайдер

физика, коллайдер Первое столкновение пучков в адронном суперколлайдере вызвало бурю эмоций у физиков всего мира.

«Наконец это свершилось» – именно такими словами если не говорят, то обязательно думают о том, что случилось в Европейском центре ядерных исследований (ЦЭРН) в Женеве 30 марта 2010 года, почти 5 тыс. физиков и инженеров, работающих там над проектом Большого адронного суперколлайдера (LHC). Среди них, кстати, 15% – российские ученые. В этот день ровно в час дня по Москве или в три часа по Женеве ЦЕРН взорвался аплодисментами: на LHC было впервые зафиксировано первое столкновение двух встречных пучков протонов с небывалой в истории физики энергией – 7 трлн. электронвольт (ТЭв), или 7х1012 электронвольт. Машина заработала с такой мощностью, которой никто никогда не достигал.

Для человека, к физике элементарных частиц не имеющего отношения, эти самые 7 ТЭв ничего не значат – грубо говоря, на урожае картошки в этом году они никак не скажутся. Для физиков же это не просто еще один мировой рекорд, не просто новый микроскоп, способный увидеть предметы, которые настолько меньше атома, насколько яблоко меньше Солнца, для них это – начало новой эры в физике, возможность увидеть и понять то, чего невозможно было увидеть и понять при меньших энергиях. Например, подтвердить (или опровергнуть) существование так называемого Бозона Хиггса, элементарной частицы, ради поимки которого в основном и строился этот суперколлайдер. Правда, для этого необходимо еще больше поднять уровень энергии столкновения в суперколлайдере. Но даже уже при нынешнем уровне физики получают реальную возможность разобраться в тайнах темной материи, понять, почему материи в нашем мире намного больше, чем антиматерии (хотя по теории и того и другого должно быть поровну), увидеть новые измерения нашего пространства-времени и т.д.

Что конкретно они увидят, пока неясно – сообщение пришло только о первом столкновении, а для статистики, чтобы утверждать что-то с полной уверенностью, таких событий нужно набрать около 10 тыс. Но эту статистику, будем надеяться, физики наберут быстро.

Для того чтобы познакомить мир со своим рекордом, ЦЕРН пригласил журналистов всего мира за ним наблюдать – через телемосты. В России этот телемост был организован в Дубне, в Объединенном институте ядерных исследований. Трансляция событий на LHC шла туда из пункта управления детектором CMS (Компактный мюонный соленоид). И видели бы вы то напряжение, с которым участники эксперимента ожидали прихода события! И видели бы вы тот восторг, с которым оно было встречено! Даже человек, настроенный скептически (типа ну заработало, ну первое столкновение, но ведь пока только вполсилы, разве это повод для бурной радости?), не смог бы, думаю, удержаться и не разделить эту их эйфорию – счастье, беспредельное счастье было написано на лице каждого.

Новая эра в физике наступила, черная полоса неудач, кажется, кончилась. Эта полоса, кстати, кончаться вовсе не собиралась. Даже в тот день, когда все уже было настроено, все подготовлено, осуществить желанное столкновение удалось только с третьей попытки.

Первый раз запустить коллайдер физики попробовали еще в ночь с 29-го на 30-е – видимо, журналистов хотели ознакомить с уже свершившимся событием. Однако попытка не удалась – как объясняют, из-за некоторых технологических накладок. Вторая попытка пришлась на раннее утро, когда накладки были устранены, но и она не удалась – на этот раз не по вине ЦЕРНа, а из-за погоды. Над горой Жура разразилась гроза, что-то там повредила, и подача электроэнергии из Франции прекратилась, напряжение упало, эксперимент был сорван. Третья попытка прошла штатно, и, может быть, именно этим и ничем другим объясняется неописуемая радость физиков LHC. Они сделали это!