Газета Наука Печатная версия

26.05.2010

Кальций на старость

Тэги: кальция, старость, активность

Кальций, как уверяет нас реклама, нужен для укрепления костей, нормального функционирования иммунитета и сохранности зубов. К сожалению, все эти процессы нарушаются со старением организма, против которого в наших клетках борются так называемые сиртуины. Последние – важнейшие ферменты регуляции активности генов, противодействующих естественному угасанию функции клеток, в том числе и стволовых. Название сиртуинов идет от аббревиатуры SIR (Silent Information Regulator) – регулятор молчаливой информации, то есть генов, активность которых в норме чрезвычайно низка, почему их долго и не могли открыть.

Известно, что с возрастом у некоторых людей увеличивается масса жировой клетчатки, что приводит к нежелательному увеличению индекса массы тела (ВМI – Body-Mass Index). Клетчатка построена из адипоцитов, или жировых клеток, размножение стволовых клеток которой регулируется недавно открытым белком адипонектином (адипокином). Посредством рецепторов в цитоплазму клеток передаются внешние сигналы, имеющие большое значение для их жизнедеятельности. В частности, хорошо известно, что присоединение – связывание – адипонектина к его рецептору регулирует работу митохондрий. В митохондриях при «сжигании» глюкозы синтезируются молекулы АТФ, главные носители клеточной энергии.

Японские ученые из Университета Токио доказали, что основным «носителем» информации являются ионы кальция, которые устремляются в цитоплазму после действия белка. Ионы щелочного элемента стимулируют целый «букет» клеточных ферментов, среди которых белок с характерным названием – кальмодулин. Этот протеин активирует знаменитые киназы – ферменты, которые «кинируют»-переносят энергоемкие фосфаты, отщепленные от АТФ.

В миоцитах – клетках мышц – кальций увеличивает количество митохондрий, что благотворно сказывается на клеточном энергоснабжении. После выключения гена адипокининового рецептора в мышцах повышения концентрации кальция не происходит. В результате не «включается» ферментативный каскад и сокращается митохондриальный «контент», а также число миофибрилл (сократительных мышечных нитей).

Известно, что мышца, у которой перерезан «подводящий» импульсы нерв, быстро перерождается в жир. Нервный импульс представляет собой вхождение в нейрон ионов калия и «выбрасывание» ионов натрия. Но задолго до начала этого ионного взаимообмена в цитоплазму нервной клетки устремляются ионы кальция.

Долгие десятилетия внимание ученых было сосредоточено на действии кальциевых ионов на нейроны и их отростки. Теперь вот дошла очередь и до жировых клеток, воздействие на которые стимулирует жизненный потенциал мышц и их активность. Воодушевляет также вовлеченность в этот процесс сиртуинов. Они задерживают старение и оказывают благотворное воздействие на целостность генома, являющуюся заклятым врагом геномной нестабильности, характерной для раковых клеток.

Итак, да здравствует кальций, белый и пушистый, повышающий нашу активность и отдаляющий наступление немощной старости с ее патологиями и угасанием жизненных функций и желаний!