09.02.2011 00:00:00

Горячие финские парни

Тэги: человек, импульсивность, поведение

человек, импульсивность, поведение Мысль о том, что преступные наклонности должны иметь внешние проявления в анатомии, высказал 100 лет назад Чезаре Ломброзо. На снимке: измерение параметров лица преступника.
Коллекция Музея истории полиции, Париж. Фото XIX века из альбома Arts et Sciences

Чезаре Ломброзо, который так не понравился графу Льву Толстому, был убежден, что преступные типы наследуются. В этом со знаменитым итальянским психиатром категорически были не согласны и строители социалистического общества, воспитатели нового человека светлого будущего. «Академиками у нас не рождаются», – гремел на всю страну народный академик, стараниями которого генетика была приравнена к кибернетике.

И все же мысль о врожденности, например импульсивности, природу которой психологи и психиатры объясняют как поведение человека, неспособного предвидеть последствия, не покидала исследователей. Молекулярные биологи за последние четверть века выяснили, что эмоциональные всплески и депрессивные «падения» связаны с состоянием определенного гена. Он ответственен за синтез белкового рецептора, улавливающего серотонином, который наряду с допамином является одним из важнейших нейромедиаторов. Рецептор «сидит» в мембране-оболочке нервных клеток и после улавливания молекулы серотонина передает сигнал внутрь нейрона, ответственного за торможение функции других, чрезмерно возбужденных нервных клеток.

Ученые Хельсинкского университета в сотрудничестве со своими парижскими коллегами из Института медицинских исследований провели геномный анализ нескольких десятков заключенных финских тюрем. Эти горячие финские парни угодили в места заключения за разного рода преступления, совершенные под влиянием импульсивных порывов. Анализ генов производили в Лаборатории нейрогенетики г. Роквила в штате Мэриленд, в котором, в частности, проводилась идентификация останков членов царской семьи.

Результаты проведенного анализа позволили сконцентрировать внимание на 14 генах, которые относят к так называемому допаминовому и серотониновому домену. Интерес ученых вызывали те формы генов, которые характерны для финнов, пришедших на берега Балтики с далекой Волги и Камы (в ходе миграции финно-угорских народов). Повышенная частота указанных форм связана, по всей видимости, с тем, что сексуальные контакты мигрантов с представителями окружающих народов были в силу разного рода причин ограничены. В итоге был обнаружен мутантный стоп-кодон, возникновение которого приводит к преждевременной остановке синтеза указанного серотонинового рецептора. Он становится нефункциональным со всеми вытекающими отсюда последствиями для поведения человека.

Данное открытие само по себе представляется весьма интересным, но довольно частным примером молекулярной психологии и психиатрии. Более общие эволюционные закономерности выявляются при геномных сравнениях людей и мышей, предки которых разошлись более 80 миллионов лет назад. С этой целью ученые совместными усилиями выключили ген серотонинового рецептора у мышей, в результате чего поведение грызунов тоже стало импульсивным. Недаром великий шотландский поэт Роберт Бернс писал, что «мышиным планам, а равно и людским грозит провал».

В заключение хотелось бы сказать, что до сих пор многие люди видят причины того или иного поведения как влияние неких внешних причин и обстоятельств, например поступки окружающих. В то же время еще в древности врачам советовали в первую очередь исцелиться самим. Похоже, что пример горячих финских парней покажет остальным, что причину необходимо все же искать в себе.