09.11.2011 00:00:00

Кто бы ни сказал "мяу"...

Тэги: днк, кошка

днк, кошка Кошки – это свидетели, которые всегда оставляют следы.
Фото Алексея Калужских (НГ-фото)

Шерлок Холмс прославил своего создателя в первом же рассказе «Этюд в багровых тонах», поразив читателей поздневикторианской Англии своей необычайной наблюдательностью и недюжинными способностями делать на основе, казалось бы, не связанных друг с другом мелочей убийственный для преступника вывод. Например, о том, что тот был на месте преступления, хотя и божится, что этого не могло быть. По тогдашней моде употреблять латинские слова необычному методу сыщицкой работы было дано название «дедукция», означающее просто «вывод» и ничего более.

С той поры прошло более века, поэтому сегодня детективы и помогающие им криминалисты используют гораздо более широкий спектр средств для изобличения беспредельщиков. Но основным остается все то же самое – необходимость доказать присутствие подозреваемого на месте совершенного преступления. Тему раскрытия тайн следствия обыгрывают сегодня многочисленные телесериалы, в том числе и отечественные. Из заседания в заседание в зале суда телевизионный прокурор, изобличая сидящего в клетке подсудимого, бубнит о «потожировых» следах на тех или иных предметах с места преступления. И ни судья, ни адвокат ни разу еще не потребовали привести данные анализа ДНК, вещества наших генов. В западных же сериалах с этого начинается расследование┘

Ширли Дагвэй одиноко жила в своем доме, наслаждаясь компанией любимицы по кличке Снежок (Snowball). Кошечка была очень чистоплотная, постоянно вылизывала шерстку. После гибели хозяйки детективы обратили внимание на болтавшегося неподалеку от дома канадца Дугласа Бимиша, который вдруг ни с того ни с сего расстался со своей старой курткой.

Полицию недаром называют санитаром общества, поэтому нет ничего удивительного в том, что детективы тщательно исследовали старую потрепанную куртку Бимиша. При тщательном осмотре в одном из ее карманов обнаружили волос, причем явно не человеческий. Сравнение ДНК этого волоса и шерстинок Снежка выявило полную идентичность генного материала. После этого нечаянно «разбогатевшему» иностранцу пришлось объяснять свое присутствие в доме жертвы в суде, приговорившем его к 15 годам заключения за убийство второй степени.

Этот довольно банальный с точки зрения современной криминалистики случай был описан в журнале «Международная криминалистическая наука: Генетика» (Forensic Science International: Genetics). Анализ ДНК проводили в лаборатории ветеринарного факультета Калифорнийского университета в г. Дэвис. Полицейские криминалисты обратились к ученым, поскольку знали, что те уже несколько лет назад опубликовали базу данных, в которую вошли образцы 174 митохондриальных ДНК кошек разных пород.

Напомним, что митохондрии, эти энергетические станции живых клеток, обладают собственной ДНК небольшой длины. Однако ее вполне хватает для того, чтобы составить представление об индивидуальном генетическом «портрете» – профиле – конкретной кошки и породе, к которой та принадлежит.

В статье описана и гораздо более представительная база из почти 1400 образцов ДНК сотен кошек со всего мира (26 пород и 25 популяций). Ученые подчеркивают, что они могут провести анализ и гораздо более информоемкой ядерной ДНК, размер которой в 200 тыс. раз больше, чем размер митохондриальной ДНК.

Ядерную же ДНК можно получить из клеток волосяных мешочков (фолликулов), а также прилипших к кошачьим волосам частиц кожи жертвы или преступника. На кошачьих шерстинках активно накапливаются заряды электростатического электричества, в результате к ним буквально липнет все, что оказывается поблизости. Ничего удивительного в том, что люди, сами того не подозревая, служат самыми настоящими магнитами для шерсти кошек.

Преимуществом хозяйских любимцев с точки зрения криминалистики является их домашний образ жизни, чего не скажешь о собаках. И преступнику, вернее подозреваемому, очень трудно будет отвязаться от назойливых детективов, если он не сможет внятно объяснить, каким образом шерсть из дома жертвы оказалась на нем или на ней. Герой «Этюда┘» сам хотел покончить счеты с жизнью, обычный же убийца теперь ни за что не уйдет от заслуженного наказания┘

Представитель Национального института стандартов и технологии США заявил в связи с публикацией столь развернутой кошачьей ДНК-базы, что в его учреждении уже создан ДНК-тест для быстрой проверки генетического паспорта домашних питомцев, получивший название «Мяу-плекс» (Меорlех). Институтский тест использует базу данных на основе ядерной ДНК. Сочетание двух баз данных позволит проводить анализы быстрее и при этом получать более точные результаты.