0
3890
Газета Наука Печатная версия

25.12.2013 00:01:00

Радиоуглеродные анналы истории

Тончайшие методы аналитической химии на службе искусствоведов

Игорь Лалаянц

Об авторе: Игорь Эруандович Лалаянц – кандидат биологических наук.

Тэги: химия, искусство, история


химия, искусство, история С помощью именно масс-спектрометра была установлена датировка знаменитой Туринской плащаницы – 700 лет. Фото с сайта www.shroudstory.com

Одной из основных проблем для историков до последнего времени была датировка событий и времени правления фараонов, царей и императоров. Проблема отчасти разрешилась в связи с введением У. Либби радиоуглеродного анализа, за что он в 1960 году был удостоен Нобелевской премии по химии. 

Тогда, к удивлению историков и археологов, многие артефакты оказались значительно «моложе». Однако понадобилось еще 30 лет, чтобы с помощью усовершенствованного метода анализа, а именно масс-спектрометра, датировать знаменитую Туринскую плащаницу, возраст которой оказался всего лишь 700 лет (а не две тысячи). Столь же «юной» оказалась и висящая на одной из стен собора в Солсбери (Англия) столешница, за которой будто бы заседали в незапамятные времена рыцари Круглого стола в замке Камелот короля Артура. Потом появились термолюминесценция и смена намагниченности пород, а также другие методы физико-химического анализа. И если бы сегодня Шлиман попытался выдать найденные им золотые украшения за мифическое «золото Приама», ему надо было бы сначала представить научному сообществу данные анализа образцов благородного металла. 

Золото, как благородный металл, не корродирует, поэтому остается неизменным на протяжении тысяч лет пребывания в почве. Европейские, в частности немецкие, любители доантичной старины многое накопали на Ближнем Востоке в период увлечения тайнами Междуречья – Месопотамии и Египта. Свои уникальные находки они «тащили» в имперские музеи, где, скажем, образцы древнего финикийского искусства безвестные работники бережно хранили, не обращая внимания на госперевороты, войны и воров. 

В музее г. Карлсруэ (ФРГ) хранится плашка с вырезанным на слоновой кости изображением Изиды с распростертыми руками-крыльями и короной на голове (в период могущества Египта его владения достигали современной Турции, не говоря уже о Ханаане–Финикии в пределах нынешнего Ливана). Для анализа поверхности резного барельефа была применена рентген-флюоресцентная цветная спектроскопия. Она позволяет сфокусировать пучок с разрешением в несколько микрон (мкм), давая при этом четкое пространственное расположение ничтожно малых частиц древних красок-пигментов. Последние позволяют реконструировать не только художественный уровень древних мастеров, но и развитие технологий в изготовлении железосодержащего гематита, сепии из банальной сажи и сурьмяного блеска, а также египетской «сини», не говоря уже о царственном пурпуре, который добывался из специально разводимых морских раковинных моллюсков. 

Данные проведенного анализа с разрешением 48 мкм на площади 11 х 12 кв. мм (264 х 264 пикселя) и одновременной регистрацией 69 696 спектров, ученые опубликовали в журнале Analytical Chemistry. Среди основных элементов были фосфор, кальций и стронций из кости, а также медь, железо и титан из красителей. Но главным открытием было наличие следов золота, позволивших говорить о золочении поверхности. Известно, что золото легко раскатывается до слоев в несколько сотен нанометров (доли микрометра), что позволяет покрывать им большие площади. Недавно в Вене был открыт замок Лихтенштейн, в ходе реставрации которого было израсходовано полтора килограмма сусального золота. 

Та же цветная рентгенокамера была использована и при анализе хранящихся в Карлсруэ ныне бесцветных львиных головок, вырезанных из слоновой кости около 2800 лет назад и найденных при раскопках Арслан-таша, или Львиного холма, в Финикии. Метод неразрушающего анализа позволил определить, что глаза и хищный оскал пасти хищника были некогда подчеркнуты густым красным обводом. Исследователи полагают, что работы им предстоит много, поскольку необходимо «посмотреть» знаменитые мраморные фигуры, увезенные с фриза Парфенона в Британский музей, изучить фрески ассирийских дворцов и росписи египетских захоронений, дошедшую до нас древнюю керамику и многое другое. 

Один из новых примеров с красивым названием – «Тумулюс Татарли», или «Татарский холмик», с богато разрисованной погребальной камерой V века до н.э., вскрытый археологами у турецкого города Татарли на территории древней Лидии. На двух деревянных панелях, сохранившихся после разграбления гробокопателями, остался тончайших красочный слой древних росписей, позволяющих разглядеть погребальную процессию с плакальщицами, идущими следом за квадригой, управляемой возницей с характерным фригийским колпаком на голове. Помимо нее ученые увидели скорпионов, фаланг, сфинксов и царственных грифонов, столь характерных для чернофигурных ваз греческих Афин и Аттики.  

Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Константин Ремчуков: О недовольном Батьке, реабилитации вторжения в Афганистан и провальном типе управления страной

Константин Ремчуков: О недовольном Батьке, реабилитации вторжения в Афганистан и провальном типе управления страной

1
2689
Суд признал депутата Госдумы Николая Герасименко виновным в ДТП

Суд признал депутата Госдумы Николая Герасименко виновным в ДТП

0
327
Исполком WADA обсудит 9 декабря доклад Комитета по соответствию о РУСАДА

Исполком WADA обсудит 9 декабря доклад Комитета по соответствию о РУСАДА

0
327
Росстат:  промпроизводство за январь – октябрь 2019-го выросло на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2018-го

Росстат: промпроизводство за январь – октябрь 2019-го выросло на 2,7% по сравнению с соответствующим периодом 2018-го

0
291

Другие новости

Загрузка...
24smi.org