Газета Наука Печатная версия

19.11.2014 00:01:00

Модуль "Филы" обнаружил вещество с признаками жизни

Почти трое суток человечество находилось на поверхности ядра кометы

Тэги: космос, новости, розетта, комета чурюмовагерасименко

космос, новости, розетта, комета чурюмова–герасименко Ядро кометы Чурюмова–Герасименко, сфотографированное зондом «Розетта». Фото Reuters

Космическими новостями в последние годы мало кого можно было удивить. Но то, что произошло в ночь на 13 ноября 2014 года, как будто добавило новую, мощную порцию адреналина всему человечеству. Модуль «Филы», отсоединившись от космического зонда «Розетта», совершил посадку непосредственно на ядро кометы. «Это колоссальный шаг для человечества», – заявил генеральный директор Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден.

Собственно, это даже не шаг, а гигантский скачок. Такое произошло впервые в истории человечества! Маневры зонда «Розетта» вокруг трехкилометрового ядра кометы Чурюмова–Герасименко происходили в районе орбиты Юпитера, то есть примерно за 700 млн км от Земли. 100-килограммовый модуль «Филы», подскочив один раз, со второго раза углубился на 4 см в поверхность ядра кометы. Однако специальные гарпуны, которые должны были надежно закрепить «Филу», не сработали. Но главная проблема даже не в том.

Еще в августе, когда «Розетта» достигла окрестностей кометы Чурюмова–Герасименко, специалисты ЕКА отмечали, что посадка будет сопряжена с немалым риском для аппарата. «Мы увидели на сделанных вблизи снимках, что комета – это красивый, но опасный мир. С точки зрения науки он захватывающий, однако форма кометы делает задачу сложной на практике», – подчеркивал тогда оператор посадочного модуля Стефан Уламик. По словам эксперта, ни одна из предложенных точек на комете на 100% не отвечала поставленным условиям.

Телеметрия и фотографии, присланные роботом уже с поверхности ядра кометы, свидетельствуют, что он находится в тени большую часть светового дня кометы. В результате ему не хватает солнечной энергии, чтобы перезарядить свои батареи и выйти на радиосвязь с находящейся на орбите кометы «Розеттой». ЕКА не уверено, заработает ли когда-нибудь снова модуль «Филы».

«Я устал и хочу поспать…» – выдал свое последнее сообщение модуль и перешел в спящий режим. Но даже если он уже не проснется, специалисты ЕКА все равно остались очень довольны тем, что модуль сделал за 60 часов активной жизни, отпущенных ему после посадки. А успел он сделать немало.

Переданы панорамные снимки кометы – почти трое суток человечество фактически находилось на поверхности ядра кометы! Пробурена неглубокая скважина и проведен анализ вещества кометного ядра. Вчера было сообщено, что «Фила» обнаружил на комете органические молекулы. Правда, пока еще не понятно – простые это молекулы типа метана или метанола, или более сложные, органические соединения. Вещество с признаками жизни.

«Есть еще вероятность, что модуль займет более удобное положение и потока солнечной радиации хватит, чтобы подзарядить его батареи, – рассказывает академик, директор Института космических исследований РАН Лев Зеленый. – Но главное даже не это, а то, что на орбите кометы остается зонд «Розетта». Он летает вокруг ядра, передает информацию и в августе следующего года мы увидим в режиме реального времени совершенно потрясающее явление – отрастание хвоста кометы при сближении ее с Солнцем». Надо заметить, что сейчас сигнал от «Розетты» идет до Земли около 28 минут.

Алексей Безимянный 10:40 19.11.2014