4
4371
Газета Наука Печатная версия

25.11.2015 00:01:00

Деградация статуса: Случай Эйнштейна

Как массовая культура переваривает науку в научпоп

Тэги: эйнштейн, теория относительности, гравитация, физика, научпоп

Специальный выпуск, посвященный 100-летию общей теории относительности Эйнштейна

эйнштейн, теория относительности, гравитация, физика, научпоп

Рис. 1
Рис. 1

Есть только два образа в массовом общественном сознании, которые могут соревноваться между собой в популярности: Мона Лиза и Альберт Эйнштейн. Они буквально растащены на всевозможные бренды, рекламные постеры, фото-жабы, марки, фантики, монеты… И на обложки журналов. Иногда они (обложки) выстраиваются в занятные ряды…

«Популяризация науки равносильна умалению божества». Высказывание это приписывается некоему итальянскому ученому и принадлежит уже далекому XV веку. Самое забавное, что и полтысячи лет спустя острота и даже потенциальная взрывоопасность обозначенной анонимным итальянцем коллизии нисколько не «рассосалась».

Писатель, создавший особый жанр научно-художественного повествования, Даниил Данин в 1960 году очень четко выразил одну парадоксальную мысль: «Когда итоги науки доступны всякому любопытствующему, как это часто бывает в искусствоведении, популяризация и не нужна. Когда недоступны, как это еще чаще случается в естествознании, популяризация необходима. Но почти невозможна».

253-14-5.jpg
Рис. 2

И все-таки она – возможна! Популяризация науки! Правда, в несколько превращенной (если не сказать – извращенной) форме. В терминологии английского биолога-эволюциониста Ричарда Докинза массовая культура создала мем (как пара слову «ген» (gene) из слова memory – память). «Разрабатывая идею мемов, я главным образом хотел оспорить мнение, согласно которому гены – это единственный и уникальный объект, с которым только и может работать дарвиновская эволюция, – пишет Докинз. – Точно так же, как гены распространяются в генофонде, переходя от одного тела в другое с помощью сперматозоидов или яйцеклеток, мемы распространяются в том же смысле, переходя из одного мозга в другой с помощью процесса, который в широком смысле можно назвать имитацией. Бог существует, пусть лишь в форме мема с высокой выживаемостью или инфекционностью, в среде, создаваемой человеческой культурой».

Мемы – это и теорема Пифагора, мода на остроносые/тупоносые туфли, и популярная мелодия, и сказка о Колобке… «Никого не беспокоит вопрос о том, сохранились ли на свете хотя бы один или два из генов Сократа. Мемокомплексы (мемплексы) же Сократа, Леонардо да Винчи, Коперника или Маркони все еще сохраняют полную силу», – отмечает Докинз. Мем – это и образ Эйнштейна, добавим мы. И долговечность его присутствия на обложках – это лишь показатель его высокой вирулентности («заразности»).

Самое поразительное: этот эйнштейновский мем мутирует! «Он живой и светится!» – так и хочется воскликнуть вслед за героем «Денискиных рассказов».

Американский журнал Time в канун миллениума подготовил замечательный специальный выпуск – люди тысячелетия. От Чингисхана до Сталина. Много и ученых попали в этот «поминальник»: Ньютон, Дарвин, Пастер, Галилей, Эдисон, Хокинг, Коперник… А на обложке – Альберт Эйнштейн как человек столетия (рис. 1). Действительно, один из лучших портретов ученого… Грустные, умные глаза спаниеля…

Рис. 3
Рис. 3

Челюсти массовой культуры безальтернативны: они монотонно перетирают все. И продукт этой трофической цепочки – научпоп. Научно-популярной периодикой сегодня почти не интересуются; а вот научпопом – сколько угодно. Собственно говоря, научно-популярный жанр сегодня – это и есть научпоп (Popular Science). И это – общемировая тенденция.

«Люди сейчас хотят быть в updatе, – подчеркивает Андрей Кожанов, старший преподаватель кафедры анализа социальных институтов, НИУ «Высшая школа экономики». – Popular Science принимается и поддерживается людьми в качестве внешнего культурного обязательства современного человека, как публичное свидетельство его современности, образованности, профессионализма, экспертного статуса».

Хотели? Получите! Обложка журнала «Компьютера» за 12 декабря 2007 года очень точно ухватила это самое массовое бессознательное (рис. 2). Оно тут явлено в чистом виде. Редактор главной темы этого номера «Наука как шоу-бизнес» Леонид Левкович-Маслюк отмечает: «…шоу-бизнес – это нечто, делаемое (как и любой бизнес) в первую очередь ради денег, причем деньги платят не за что-нибудь, а исключительно за развлечение публики».

И как апофеоз жгучего желания быть в updatе – знаменитый портрет Эйнштейна с высунутым языком, выложенный в мозаичном стиле из высокотехнологичного мусора (рис. 3). Что же еще поместить на обложку газеты, бесплатно раздаваемой в Московском метро! Портрет создателя теории относительности, конечно: «…бразильский художник Кристиан Пьерини настолько умело разложил хлам вроде материнских плат, кабелей и пластинок, что у него получилось создать удивительные портреты звезд современной поп-культуры».

Здесь что ни слово, то символ: «материнские платы», «звезды», «поп-культура»… В общем, Эйнштейн – поп-звезда! Впрочем, что Эйнштейн! – «Иисус Христос – суперзвезда»! Об этом мир узнал еще в 1970 году…

Если верно, что именно наука создала общество таким, каким мы его сегодня знаем, то так же верно и обратное утверждение: общество, существующее сегодня, изменило науку до неузнаваемости по сравнению с классическими образцами, про которые нам рассказывали в школе.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(4)


Георгий Киракосян 14:40 25.11.2015

Уважаемый А. Ваганов, Я занимался феноменом Эйнштейна, как ученого, по тому решил поделиться с моим видением. - Ейнштейна выбрали не совсем как серьезного ученого, а как персону удобного чтобы возвести его на пьедесталь главного авторитета. Глобальная задача же проекта (об этом сам Ейнштейн, видимо, не думал!) являлось изуродование фундаментальной науки таким образом, чтобы превратить ее в алогично - непонятную, совершенно непродуктивную трактовку (то что имеется на сегодня!)

Георгий Киракосян 14:43 25.11.2015

ПРОДОЛЖЕНИЕ: А зачем это нужно было делать и остановить развитие физической науки? Думающим людям не трудно будет догадаться о многосторонных и важнейших аспектах вопроса. Для этого достаточно учитывать только, что теоретическая физика является главной основой всяких технологий.

Георгий Киракосян 14:48 25.11.2015

ПРОДОЛЖЕНИЕ: Но, вернемся к персоне Ейнштейна. После того как он почувствовал себя авторитетним физиком (и достаточно обеспеченным человеком!) он стал заниматься наукой уже по настоящему, т.е. для удовлетворения собственного любопытства, во первых. Будучи неглупым человеком, он скоро обнаружил - то что наукой называется, на самом деле является нелепостью и очковтирательством!

Георгий Киракосян 14:54 25.11.2015

ПР: Вот, и он задумал совершить революцию, призывая коллегам к благоразумию! Его решительно попросили не хамить, а затем и вовсе бойкотировали! (Но, это не помешала использовать его имя как главного основателя всякого нелепого!) И так, бедняга оказался в глубокой изоляции (почти 30 последных лет жизни!) и поруганным, как с права, так и с лева! Такова, по моему глубокому убеждению, история неслыханной славы и горькой трагедии Ейнштейна! http://www.ng.ru/nauka/2013-12-11/13_physics.html



Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Электроника, имитирующая нервные клетки, ведет борьбу с рассеянным склерозом

Электроника, имитирующая нервные клетки, ведет борьбу с рассеянным склерозом

Александр Спирин

Биовдохновленная  и нейроподобная

0
746
Физики не оставляют попыток преодолеть квантовые неопределенности

Физики не оставляют попыток преодолеть квантовые неопределенности

Иван Сапрыкин

«Виндсерфинг»  на лазерной волне

0
375
При помощи квазидвумерных материалов можно сделать даже мантию-невидимку

При помощи квазидвумерных материалов можно сделать даже мантию-невидимку

0
274
Умер создатель «Лунной радуги» писатель-фантаст Сергей Павлов (1935–2019)

Умер создатель «Лунной радуги» писатель-фантаст Сергей Павлов (1935–2019)

0
1087

Другие новости

Загрузка...
24smi.org