Газета Наука Печатная версия

11.12.2018 18:33:00

Как заставить прозреть иммунитет

Стимуляторы нервного развития – еще одно направление в онкотерапии

Тэги: биология, медицина, онкология, рак

биология, медицина, онкология, рак Исследователи возлагают большие надежды на иммунотерапию как средство борьбы с онкологическими заболеваниями. Фото Pixabay

В ходе эмбрионального развития клетки, дающие затем кровь, кости и мышцы, «выселяются» из верхних сегментов нервной трубки. Поэтому уже давно ученые подозревали «родство» нервной ткани и соединительной. Это лишний раз подтвердили в Стэнфорде. Исследователи этого университета с помощью четырех протеинов-стимуляторов нервного развития получили непосредственно из клеток белой крови нейроны. Новый метод получил сокращенное название iN (induced Neurons). Благодаря ему из Т-лимфоцитов, выделенных из 1 мл крови, получили более 50 тыс. нейронов, генерирующих потенциалы действия и формирующих синапсы. Эффективность процесса клеточной конверсии составила 6,2%. Результаты этой работы опубликованы в журнале «Труды АН США» (PNAS).

В свое время Стивен Розенберг, сотрудник Национального института здоровья (NIH) в Бетезде (США), столкнулся в своей практике с пациентом, за 15 лет до того перенесшим… рак желудка. Разрез, сделанный хирургом, показал, что опухоль неоперабельна, однако, как считал Розенберг, активированная после операции иммунная система эффективно «расправилась» с опухолью.

Прошла треть века, вместившая в себя чтение генома человека и более глубокое понимание природы иммунного ответа на появление в организме трансформированных клеток, уточнение механизмов функционирования генома и нацеленности иммунного ответа на опухолевые мишени. В 2018 году ветеран иммуноадоптивной терапии Стивен Розенберг рассказал на встрече Общества клинической онкологии, проходившей в Чикаго, что его группе удалось полностью вылечить женщину, страдавшую раком груди.

Успех был достигнут благодаря очень точному «нацеливанию» активных лимфоцитов на белки, синтезируемые измененными клетками после соматических мутаций. К сожалению, как указывает Розенберг, лишь 2–3% соматических мутаций вызывают ответ со стороны клеток, осуществляющих иммунный надзор.

Другими словами, соматические мутации, изменяющие аминокислоты в протеинах, ведут к тому, что клетки «надзора» перестают видеть опухолевые антигены. Для того чтобы помочь их «прозрению», на выделенные из крови пациентки лимфоциты подействовали четырьмя белками – растворимым переносчиком в клетку нейтральных аминокислот (SLC), стимулятором перехода клеток к митозу (клеточному делению – KIA), кальций-зависимым стимулятором клеточной секреции (CAD), который был открыт сначала в синапсах нейронов и катепсина (CTS – Kathepsin), название которого переводится как «переваривающий».

Подстегнутые в нужном направлении лимфоциты активно делятся в культуре. Через непродолжительное время их масса дала 80 млрд TIL-клеток, специфичных по отношению к мутантным антигенам, которые были обратно «адоптированы» в кровоток женщины, у которой метастаз в печени достигал размеров теннисного мячика. Буквально через полтора месяца опухоли пациентки уменьшились в размере в два раза, а через год полностью исчезли. На момент сообщения благодарная врачам женщина полностью здорова и прекрасно себя чувствует, пишет журнал Nature Medicine.

Конечно, это не панацея, тем более что стоимость указанной иммунотерапии превысила полмиллиона долларов. Но и первый геном был прочитан за 3 млрд тогдашних долларов, сегодня же «грубое» прочтение его стоит чуть более тысячи.

Исследователи полагают, что иммунотерапия эффективна у людей, которым 40–50 лет, то есть когда еще сохранен иммунный потенциал. В то же время она может ограниченно применяться в 70% случаев, когда химиотерапия вообще не требуется. Это обнадеживает, поскольку один из побочных ее эффектов – это так называемые «нервные» боли, что неудивительно, если учесть эмбриональное «родство» нейронов и лимфоцитов, о чем говорилось выше.