0
10119
Газета Наука Печатная версия

25.06.2019 21:08:00

Новости науки


Проект «искусственной льдины» – дрейфующая ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс». Рассчитана на 34 ученых и 14 членов экипажа. Строительство началось в 2019 году. Фото из презентации Владимира Катцова

В АРКТИКЕ СТАНОВИТСЯ ГОРЯЧО

В регионах, относящихся к Арктике, добывается 80% российского газа, более 90% никеля и кобальта, 60% меди, 96% платиноидов. На долю Арктики приходится более трети российской добычи рыбы и морепродуктов и около 20% производства рыбных консервов. К северу от полярного круга расположено 20% (3 млн кв. км) территории России… В общем, поводов обсудить арктическую тему у экспертов «Никитского клуба» (дискуссионный формат для ученых и предпринимателей) было более чем достаточно. Так же, как и мнений относительно стратегии поведения государства в этом макрорегионе.

«То, что происходит в последнее время (в Российской Арктике. – А.В.) – начало реализации Северного морского пути (СМП), развитие инфраструктуры, создание 10  опорных пунктов системы МЧС, пуск в ближайшее время плавучей АЭС «Академик Ломоносов», – все это позволяет назвать происходящее экономическим чудом», – заявил академик, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев (его доклад назывался «Логика и парадоксы переосвоения Российской Арктики»).

«Стратегическая ориентация на ресурсы Арктики – сомнительное решение. Это прямое нарушение принципов устойчивого развития», – эмоционально возражал доктор экономических наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, один из экспертов «НК» Виталий Тамбовцев.

Может быть, поэтому и тема заседания «НК» была сформулирована предельно лапидарно: «Арктика. Новые возможности и новые проблемы». И того и другого – возможностей и проблем – много. От сугубо земных, коммунальных (в Российской Арктике живет около 2,5 млн человек, и это, как ни странно, преимущественно городское население; а нужны ли 300-тысячные города в Арктике?), до буквально космических (всю поверхность Земли от потоков солнечной плазмы защищает магнитное поле планеты, всю – кроме арктической зоны; тема доклада академика, научного руководителя Института космических исследований РАН Льва Зелёного – «Арктика. Прекрасные и опасные отзвуки солнечных бурь»).

«Все может прийти к тому, что ледяной покров в Арктике станет сезонным. Если бы растаяли льды Гренландии, уровень Мирового океана поднялся бы на 7 метров», – подчеркнул директор Главной геофизической обсерватории им. А.И. Воейкова (Росгидромет) Владимир Катцов («Арктика в контексте глобального потепления»). И по словам Катцова, с середины ХХ века большая часть глобального потепления связана с антропогенным воздействием. В 1979 году объем льда в Северном Ледовитом океане составлял 16 855 куб. км; в 2018-м – около 5000 куб. км.

«На арктическом шельфе существуют зоны активного выброса метана, – подчеркнул член-корреспондент РАН, руководитель геологического направления Института океанологии им. П.П. Ширшова РАН Леопольд Лобковский («Геодинамика литосферы Арктики, опасные явления на арктическом шельфе и заявка России в Комиссию ООН на его расширение»). – Происходит нагрев толщи многолетнемерзлых пород – отсюда и выбросы метана из газогидратов». Самое интригующее – вполне может быть, что деятельность человека здесь ни при чем. Просто 10 тыс. лет назад нынешний шельф был сушей со средней температурой грунта минус 17 градусов. Затем океан поднялся, температура повысилась до минус 1 градуса и метан стал «газить». «Это одна из возможных причин потепления в Арктике, – отметил Леопольд Лобковский. – Уже в историческое время мамонты ходили на остров Врангеля, там было тепло! А на картинах Брейгеля, XVI век, жители Нидерландов катаются на коньках по замерзшим каналам»…

В мае правительство представило Национальный план адаптации к изменениям климата. Качество этого документа ученых не удовлетворяет. Но по-другому вряд ли и могло быть: сегодня у России нет сейсморазведочных судов. Приходится надеяться только... на китайцев. Кстати, Китай уже потребовал для себя статус приполярного государства.

Андрей Ваганов

ЭКРАНОПЛАН ДЛЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ РЕК

В Центральном аэрогидродинамическом институте имени профессора Н.Е. Жуковского (входит в НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского») разрабатывается экраноплан с шасси на воздушной подушке, призванный обеспечить круглогодичное движение по стратегически важным направлениям – магистральным рекам. Проектируемая машина сможет осуществлять взлет-посадку со льда, торосов, мелководья, элементарно подготовленных грунтовых площадок и будет использоваться как для грузо- и пассажирских перевозок, так и в медицинских целях, при спасательных операциях. Специалисты ЦАГИ уже сформировали аэрогидродинамические компоновки линейки таких судов вместимостью 20, 50 и 100 пассажиров, а также двухместного учебно-тренировочного прототипа.

Конструкция шасси состоит из двух надувных баллонов, расположенных вдоль длины фюзеляжа, носового ограждения в виде фартука и кормового отклоняемого щитка. Использовано крыло малого удлинения с поплавками на концах консолей, имеющими гидродинамические обводы. Планируемая длина аппарата – около 20 м, размах крыла – 11 м, вес – 10 т. Скорость экраноплана регулируется речным судоходством и в интересах безопасности не должна превышать 180–200 км/ч. В этом году планируется провести два цикла экспериментальных исследований: в аэродинамической трубе Т-5 и опытовом бассейне. «В первом случае мы получим аэродинамические характеристики модели летательного аппарата на режимах взлета-посадки и движения вблизи экрана. Основным вопросом при исследовании модели в гидроканале является определение ее гидродинамического сопротивления при движении по ровной и взволнованной поверхности, а также остойчивость экраноплана со статической воздушной подушкой на воде», – пояснил и.о. замначальника отделения гидродинамики и промышленной аэродинамики ФГУП «ЦАГИ» Юрий Мерзликин.

По материалам пресс-службы ЦАГИ


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Скоростной сплав

Скоростной сплав

Василий Столбунов

В России разрабатывается материал для производства сверхлегких гоночных колес

0
799
К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

К поиску "русского следа" в Германии подключили ФБР

Олег Никифоров

В ФРГ разворачивается небывалая кампания по поиску "агентов влияния" Москвы

0
1474
КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

КПРФ отрабатывает безопасную технологию челобитных президенту

Дарья Гармоненко

Коммунисты нагнетают информационную повестку

0
1312
Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Коридор Север–Юг и Севморпуть открывают новые перспективы для РФ, считают американцы

Михаил Сергеев

Россия получает второй транзитный шанс для организации международных транспортных потоков

0
2474

Другие новости