0
1609
Газета Общество Печатная версия

17.04.2002

Феномен Охлобыстина

Тэги: православие, Охлобыстин, феномен


Свое православие Охлобыстин сделал публичным фактом в 1998 году. Православие оказалось довольно агрессивным: Охлобыстин не упускал случая обругать сектантов. Его сделали ведущим телепередачи "Канон", но ненадолго. В 2000-м Охлобыстин исчезает с телеэкрана.

В начале 2001 года появляется фильм "Даун-хаус" с его участием. Одновременно становится известно, что Охлобыстин рукоположен в священники, причем в Ташкентской епархии. В конце 2001 года Охлобыстин возвращается в Москву и устраивает презентацию короткометражного фильма о князе Данииле. Это первый фильм из цикла, в котором предполагалось 477 серий.

Практика рукоположения где-нибудь, где воли побольше, на Руси достаточно древняя. Духовник Охлобыстина, священник Владимир Волгин, сам в конце 70-х годов уехал из Москвы и был рукоположен в Белгородской епархии, подобно многим воцерковившимся интеллектуалам.

В 70-е это объясняли тем, что в Москве КГБ особо пристально следит за тем, чтобы интеллектуальный уровень духовенства не повышался. Делалось это, что характерно для чекистов, сугубо механически: отслеживали наличие высшего образования.

В 90-е годы люди с дипломом оказались востребованы, потому что они умели выразить в слове то, что было в головах у прочих.

А в головах было разное. Тот же Владимир Волгин, известный в начале 1970-х некоторой легковесностью поведения (он работал пономарем в приходе священника Александра Меня), в начале 1980-х прославился самиздатским памфлетом против Меня. "Младостарец" обличил своего бывшего наставника в безграмотности и попустительстве разврату.

Теперь Волгин служит рядом с Кремлем в Софийской церкви на одноименной набережной. Среди его чад особенно заметен Охлобыстин, но немногим уступает ему и знаменитая актриса Екатерина Васильева, давшая не один десяток интервью с разоблачением демоничности театра и кино. Одновременно она продолжает работать именно в той сфере, которую считает демонической.

Даже на таком фоне Охлобыстин не теряется. Формально он всего лишь один из обоймы, куда входят Максим Соколов, Михаил Леонтьев, Сергей Мостовщиков и другие.

Но есть существенное различие: если из перечисленных персонажей каждый хоть что-то сделал (написал) существенное, то все проекты Охлобыстина проваливались. Даже симпатизирующие ему люди в лучшем случае говорят что-то о "личном обаянии" и "многообещающем потенциале".

Православная телепередача принесла Охлобыстину обильную и скверную прессу ("служитель пульта" было самым мягким отзывом, а "муза с пустыми глазами" - наиболее метким). Но фильм "Даун-хаус" побил все рекорды: "Какафити в стиле мочарель" (Валерий Кичин, "Известия", 13.03.01); "Приключения идиотов" (Ольга Кузнецова, "Сегодня", 13.03.01); "Хор мальчиков в особо извращенной форме" (Алла Боссарт, "Новая газета", 12.03.01). "Глумливый стеб, с каким авторы покуражились над сюжетной канвой "Идиота", так и "вааще" вызывает приступы животного гогота". Это не из отрицательной, а из положительной рецензии (Владимир Полупанов, "Аргументы и факты", 11.04.01).

Охлобыстин заявил, что фильм "гарантированно займет на месяц-другой первые места в рейтингах по продажам, сделает участников еще популярнее, принесет инвесторам имиджевые дивиденды, прибыль прокатчикам и приведет не избалованного культурой зрителя в восторг" (там же).

Проверить эти утверждения невозможно, но людей, которые бы не по долгу рецензента или приятеля автора посмотрели "Даун-хаус", пока в России обнаружить не удалось. Стоит заметить, что все это Охлобыстин произносил, уже будучи священником. Выражение "имиджевые дивиденды" означает, видимо, что настоящих дивидендов не предвиделось. Вряд ли кто-то получил какие-то деньги. За исключением Охлобыстина.

Зачем инвесторам фильмы, которые приносят лишь "имиджевые дивиденды"? Это объяснял Никита Михалков. "Наше кино делается методом "отката". То есть спонсоры дают миллионов десять, те проводятся по документам, а потом миллионов восемь возвращаются обратно уже "отмытыми". Остальное - на кино" (Ольга Бакушинская, "Комсомольская правда", 20.11.01). Михалкову можно верить, уж он-то вряд ли кому-то что-либо возвращает.

В ноябре 2001 года началась (и до сих пор не остановилась) волна публикаций о новом проекте Охлобыстина. Большинство публикаций дословно повторяли друг друга (то есть, очевидно, какой-то пресс-релиз). Батюшка пытается представить эту волну как проявления спонтанного энтузиазма. Но вряд ли без инициативы священнослужителя представители всех газет бросились (да еще одновременно) брать у него интервью.

Может быть, поводом для волны публикаций стал показ короткометражного фильма о князе Данииле, который Охлобыстин снял. Но о качестве фильме никто из журналистов не написал. Зато в разных интервью Охлобыстин поведал о себе различные яркие подробности. Соединяя их воедино, можно получить прелюбопытное панно.

Журналу "ТВ-Парк" (3.12.01) отец Иван поведал о своем удивлении, когда его неожиданно вызвали в наградной отдел Кремля и "вручили золотые часы с изумрудом и золотой нагрудный знак с рубином ┘часы были украшены не оставляющей сомнений гравировкой "За заслуги перед Отечеством".

Действительно, с чего бы батюшку так награждали? Правда, Марьяне Сидоренко ("Вечерняя Москва", 17.01.02) Охлобыстин сообщил, что "является советником президента по связям с общественностью", а другой газете - что "числится в сотрудниках Управления делами президента по общественным связям" ("Аргументы и факты", 21.11.01).

Третьей газете он представился как "советник по вопросам PR при администрации президента" ("Россия", 11.12.01). И разъяснил: "Это работа с журнальными изданиями. И опять же, в общем, деятельность просветительского порядка". И подчеркнул, что не напрашивался на эту работу: "Советником мне предложило стать само управление в лице директора департамента по PR" ("Московский комсомолец", 5.01.02).

Какие из прокремлевских статей были организованы отцом Иоанном Охлобыстиным? Какого-то, видимо, очень важного Фому Неверного он обратил к президенту, раз получил золотые часы с изумрудом и золотой знак с рубином.

Впрочем, Охлобыстин утверждает, что не получает зарплаты (деньгами) в Кремле, а "пишет статьи, работает штатным сотрудником одного из информационных холдингов", получая там 3000 рублей ("Вечерняя Москва", 17.01.02).

Охлобыстин жалуется на бедность: "Почти год назад он на взятом напрокат мотоцикле "Харлей-Дэвидсон" перевернулся на большой скорости. И до сих пор не может вставить зубы - все деньги уходят на содержание семьи" ("Комсомольская правда", 11.01.01). Между прочим, "год назад" означает, что на мотоцикле ехал уже священник. Видимо, спешил к умирающему. Правда, из другой публикации мы узнаем, что дело происходило в Дублине ("Московский комсомолец", 5.01.02).

Охлобыстин не продал золотые часы, чтобы вставить зубы. Более того, он отправился к префекту Тушинского округа "просить дополнительную жилплощадь". Правда, через фразу этот бессребреник сообщает, что дважды покупал "Ниву" ("Московский комсомолец", 5.01.02).

О своих гонорарах он говорит на редкость откровенно: за сценарий фильма о детстве Патриарха получил 7,5 тыс. долл. и "уверяет, что раньше его сценарии стоили в десятки раз дороже" ("Вечерняя Москва", 17.01.02).

О своем рукоположении Охлобыстин сообщает: "Священником я стал в Средней Азии. Там правящий архиерей - мой друг и наставник. Он историк, который изначально был церковным человеком, написал много книг - Владимир Иким. Это он сказал, что мне срочно нужно становиться священником".

На самом деле митрополит Ташкентский Владимир "много книг" не писал, хотя издал еще в советские времена альбом о Православной Церкви в Праге, где был настоятелем. "Историк" он ровно настолько, насколько пропагандирует евразийские идеи Льва Гумилева. Абсолютно брежневский архиерей, многолетний сотрудник ОВЦС, он менее всего способен поддаться чарам "Даун-хауса".

Биография митрополита Владимира, впрочем, помогает предположить, как Охлобыстин стал священником. Иким был викарием Патриарха Пимена: Пимен его и рукополагал, и продвигал. Как только место Пимена занял нынешний Патриарх, Иким был отправлен куда Макар телят не гонял с правом именоваться архиепископом Среднеазиатским. Рукоположение Охлобыстина, возможно, является утонченной местью Икима: получите, столичные друзья, подарочек, чтобы богослужение медом не казалось.

Внутрицерковными интригами, однако, не объяснить, почему пресса так любит Охлобыстина. Подобные дутые кумиры появляются в массовой культуре регулярно. Причем это кумиры не для масс, в этом их отличие от Филиппа Киркорова и подобных.

Бульварная пресса над Киркоровым может поиздеваться, над Охлобыстиным - не хочет. Это кумир для себя, а не для толпы, и поклонение ему помогает поверить, что ты причастен не только к работе в желтой прессе, но и к чему-то большему. Этот герой из того же ряда, что великий богослов Андрей Кураев (которого Охлобыстин именует "мой сердечный друг"). Как и у Кураева, православие для этого человека - нечто вроде бича, которым он стегает всех, кто ему не нравится. А не нравятся Охлобыстину многие - начиная с "рекламщиков", которых он предлагает хоронить вне кладбищенской ограды. Видимо, в последнем проявляется комплекс неполноценности рекламщика политического, каким отец Иван, собственно, и является.

Достается и инославным: католики и баптисты якобы посмели "подвергнуть интеллектуальной критике религию"; православие - единственная религия, "все остальное - это либо психические тренинги, либо откровенная мистификация". Буддизм? "Чистой воды психологическая йога". Правда, разоблачая буддизм, Охлобыстин почему-то заявлял, что восемь лет посвятил тантре ("Аргументы и факты", 18.02.98). Через два года после этого заявления он был рукоположен. Видимо, восемь лет изучения тантризма были зачтены за четыре года духовной семинарии.

Пессимист скажет, что кошмар именно в том, что Охлобыстин не приукрашивает и действительно получил и золотые часы, и полмиллиона долларов. До чего докатилась власть, коли она пользуется услугами таких людей. Оптимист скажет, что дальше будет лучше, потому что гаже уже некуда. Но оба на всякий случай проверят, глубоко ли спрятан бумажник.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Плазменные времена

Плазменные времена

Наталья Рубанова

Андрей Бычков о размыкании человека, люциферическом дискурсе и риске в речи

0
836
Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Накроет ли Украину "варфоломеевская ночь"

Павел Скрыльников

Киевские власти обещают не допустить кровопролития из-за создания автокефальной церкви

0
2478
РПЦ разрывает отношения с Константинопольским патриархом

РПЦ разрывает отношения с Константинопольским патриархом

Андрей Мельников

Начинается раскол в мировом православии

0
5142
Госдеп США продвигает проект "единой украинской церкви"

Госдеп США продвигает проект "единой украинской церкви"

Роман Лункин

Двойной стандарт религиозной свободы

3
2973

Другие новости

Загрузка...
24smi.org