0
1250
Газета Общество Печатная версия

18.01.2012

Не совсем родная вера

Тэги: томск, индия, суд, книга


томск, индия, суд, книга Экзотичный культ обрел немало русских адептов.
Фото Артема Житенева (НГ-фото)

Новость о том, что в суде Томска рассматривается дело о признании книги «Бхагавад-гита как она есть», вызвала протесты индийской политической элиты в адрес российской стороны. Немаловажно, что инициированы протесты были представителями оппозиционной Индийской народной партии («Бхарати джаната парти»).

Надо отметить, что в Индии распространены достаточно своеобразные представления о связи древней индуистской традиции и истории нашей страны. Религиовед Борис Кнорре в статье «Индуизм: от глобальной адаптации – к альтернативному глобалистскому проекту», опубликованной в сборнике Московского центра Карнеги «Религия и глобализация на просторах Евразии» (2009), пишет о деятельности организации «Всемирный совет индусов» («Вишва хинду паришад», ВХП): «Здесь мы, по сути, сталкиваемся с явлением экстерриториального ведизма, вернее, панведизма – с утверждением наличия протоиндийских корней на просторах Евразии... В 1985 году лидеры ВХП на съезде в Копенгагене заявили, что в древности славянские племена исповедовали индуизм и что слова «Русь» и «Россия» происходят от санскритского «ришия» («земля мудрецов»), а название Москвы – от «мокшия» (место, где душа соединяется с Богом). Делаются соответствующие выводы о необходимости возвращения проживающих на славянских территориях народов в лоно «родной веры». «Напомню, что ВХП никоим образом нельзя считать какой-либо маргинальной организацией, выражающей непопулярные в индийском обществе мнения. Она является «политическим родственником»... «Бхарати джаната парти», – заключает Кнорре.

Подобные «расшифровки» русских названий и имен можно найти на сайте Hare Krishna Centre – Leicester (www.gauranga.org/vedic.htm): Россия – Ришия («земля риши»), Москва – Мокша («цель всех риши»), Красноярск – Кришна (комментарий: «Город назван в честь бога Кришны») и т.д. Обращают на себя внимание две расшифровки: большевик как «бал-шевик» («риши ищет духовную силу») и Андропов как Индра (ведический бог). «Ведические расшифровки» слова «большевик» могли иметь смысл только в период СССР, а фамилии Андропова – только в первой половине 1980-х годов, когда он занимал пост генсека КПСС. Можно добавить также, что в книге «Неоязычество и национализм. Восточноевропейский ареал» (1998) религиоведа Виктора Шнирельмана при описании возникновения неоязычества в СССР в 1980-е годы упомянуто, что «появившееся в России в 1971 году Общество сознания Кришны вполне целенаправленно занималось поиском общих корней и концепций древнеиндийской религии и славянского язычества». Как отмечено в указанной выше работе Бориса Кнорре, «сегодняшние российские вайшнавы (самоназвание кришнаитов. – «НГР»)... прямо говорят о необходимости поиска ведийских корней в России, указывая в качестве возможных свидетельств древней ведийской протокультуры на «развалины древнего Аркаима, Велесовы письмена, да и на сам говор славян...». «Здесь российские вайшнавы (и не только они) смыкаются с современным российским язычеством. Так, в качестве «интересного примера попыток реконструировать дохристианские представления древних славян», говорящего в пользу их ведизма, центр Общества сознания Кришны в Москве приводит (неоязыческие. – «НГР») «Русские Веды» Александра Асова», – пишет Кнорре.

В лекциях популяризатора «ведизма» в России и члена Общества сознания Кришны начиная с 1990 года Василия Тушкина (Враджендра Кумар дас) говорится про «удивительное сходство дохристианских культов славян с религией древних ариев – индуизмом», гипотетический славянский бог Крышень сопоставляется с Кришной и т.д. (журнал «Восточный базар», март 2005 года). Предлагается вывод: «Легче понять связь двух культур через принятие единой духовной протокультуры, из которой черпали знание обе цивилизации», но «в Индии эта культура сохранилась лучше, чем у нас» (журнал «Восточный базар», апрель 2005 года). Далее говорится, что «Бхагавад-гита» является своего рода философским дайджестом Вед» и ее изучения, в общем-то, «достаточно, чтобы понять все Веды» (журнал «Восточный базар», май 2005 года).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что особый интерес к изучению древнеславянских верований часто оказывается просто вежливым приглашением в число «преданных» Общества сознания Кришны. Возможно, именно этого боятся те, кто стоит за инициаторами процесса над основополагающей книгой кришнаитов.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


О гордости за российскую модель формирования судейского корпуса

О гордости за российскую модель формирования судейского корпуса

Максим Никонов

Если не играть со статистикой, то выходит, что в 2017 году доказать свою невиновность смогли лишь 3 человека из 100

0
183
Трое активистов экстремистского движения "Артподготовка" предстанут перед судом

Трое активистов экстремистского движения "Артподготовка" предстанут перед судом

0
535
Флорой  по фауне

Флорой по фауне

Алкей

Повесть о Госдуме и о том, что ради спасения редких животных неплохо бы их отстреливать

0
973
В борьбе за терминал в порту Усть-Луга суд проигнорировал интересы государства

В борьбе за терминал в порту Усть-Луга суд проигнорировал интересы государства

Денис Беляков

Предписание ФАС, позволявшее защитить от обесценивания крупный пакет акций логистического комплекса, отменено в арбитраже

0
1256

Другие новости

Загрузка...
24smi.org