0
10158
Газета Общество Печатная версия

08.06.2018 00:00:30

Языковое многообразие в школах России сохранится

Вызвавший громкие дискуссии законопроект скорректирован с учетом критических замечаний экспертов и родителей

Тэги: законопроект, образование, национальные языки


законопроект, образование, национальные языки Федеральными государственными образовательными стандартами для всей страны установлено обязательное изучение родных языков. Фото с сайта www.school39.ru

Россия – одно из крупнейших многонациональных государств мира, где живут представители 193 национальностей и используются 277 языков и диалектов. В государственной системе образования используются 24 языка в качестве языка обучения, 73 – в качестве предмета изучения. В СМИ, среди педагогов и общественников разгорелась дискуссия, связанная с законопроектом «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации», регулирующим изучение родного языка. У проекта нашлось много оппонентов, которые часто неверно трактуют его положения, что иногда связано с имеющимися предубеждениями, иногда – с нехваткой у них информации. На днях материал по этой важной проблеме, который отражает позицию противников законопроекта, появился в рубрике «Идеи и люди» в «НГ» (см. номер от 07.06.18), и было бы правильно продемонстрировать, что это мнение не единственное. В стране есть немало сторонников законопроекта, которые уверены, что он позволит сохранить изучение в школах и родного языка, и языков республик. 8 июня тема еще раз будет обсуждаться в Госдуме на заседании специальной рабочей группы, созданной именно для доработки поправок.

Напомним, СМИ, рассказывая о внесении законопроекта в Думу, сообщали: поправками в действующее законодательство предлагается закрепить, что преподавание и изучение государственных языков республик РФ «осуществляется на добровольной основе и не может осуществляться в ущерб изучению государственного языка РФ». «Возник этот законопроект неслучайно, – отмечает ректор Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена Сергей Богданов. – В некоторых республиках начиная с 2000-х годов в образовательную деятельность школ было введено обязательное изучение государственного языка соответствующей республики – для всех детей без учета мнения их родителей, независимо от того, является язык родным или нет. При этом, например, в Республике Татарстан в школах на изучение татарского языка в ряде случаев отводилось до шести часов в неделю, а на изучение государственного языка РФ – русского языка – от трех до четырех часов. В результате в федеральные органы власти стали приходить многочисленные письменные обращения родителей, недовольных сложившейся ситуацией, были и жалобы учащихся». В итоге прокуратура Татарстана выявила 3856 нарушений исполнения требований федеральных законов, касающихся обеспечения прав граждан на добровольное изучение родного языка и государственных языков республик.

При обсуждении законопроекта в некоторых регионах стала активно распространяться версия: изучение родных языков народов России законодательно будет организовано на факультативной основе, а вариативная часть основной образовательной программы будет не обязательной, то есть факультативной частью учебных планов. 

Эксперты отмечают, что не ясно, на каком основании противники законопроекта делают такой вывод. Ведь Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 11) предусматривает требования к результатам освоения всей основной образовательной программы. Следовательно, все предметы, входящие в ее состав, являются обязательными и отношения к факультативу не имеют. Нужно отметить, что в соответствии со ст. 14 преподавание и изучение родного языка на всех ступенях общего образования осуществляется по федеральным государственным образовательным стандартам. Поэтому предмет «Родной язык» законодательно закреплен как полноценный урок. «Нужно понимать, что добровольность изучения предмета не означает, что данный предмет не изучается вовсе. Процесс изучения предмета будет в большой степени зависеть от умения администрации работать с родителями и учениками, формировать у них положительный мотив  изучения родного языка. В России есть прекрасный опыт в Республике Дагестан, в Республике Крым», – говорит Сергей Богданов.

Надо сказать, что автор опубликованной в «НГ» статьи не отметил результаты деятельности рабочей группы, созданной в Государственной думе специально для доработки поправок. Недавно были опубликованы комментарии ее руководителя – главы комитета по образованию и науке Вячеслава Никонова, который сообщил, что эксперты группы постарались учесть все критические замечания и сейчас заняты подготовкой текста законопроекта ко второму чтению. Депутаты, включая авторов законопроекта и представителей республик РФ, отмечают, что ищут возможность сбалансированного регулирования вопросов изучения родных языков и языков республик РФ.

Упоминание в статье о том, что изучение родных языков будет факультативным, противоречит замыслу поправок, а автор статьи игнорирует тот факт, что уже сегодня федеральными государственными образовательными стандартами для всей страны установлено обязательное изучение родных языков. Законопроект не отменяет эту обязанность. Как утверждают разработчики законопроекта, изучение и родного языка, и языка республик будет сохранено. Вопрос состоит только в праве выбора учеников и их родителей, какой родной язык они будут изучать, чтобы исключить случаи, когда учеников заставляют учить тот язык, который родным для них не является. Это позволит избежать перегибов на местах, когда, например, марийца в Чувашии заставляют изучать марийский.

Как поясняют члены рабочей группы, во всех республиках в качестве государственного языка указаны несколько языков, и во всех из них таким является русский язык. Депутаты исходят из того, что обучающиеся вправе выбирать, какой из государственных языков республики будут изучать.

Необоснованны и опасения, что законопроект «убьет национальное образование или как минимум нанесет ему существенный урон», как пишет автор материала в «НГ». Как уверяют авторы поправок, ситуация, наоборот, изменится к лучшему: планируется создать фонд, средства из которого будут направляться на поддержание и развитие возможностей  изучения национальных языков.

Однако необходимо понимать, что для решения вопроса сохранения и развития уникального языкового многообразия нужны комплексные меры по поддержке родных языков и языков республик, принимаемые на государственном уровне. Помимо законодательного регулирования такими мерами являются доработка соответствующих государственных образовательных стандартов и создание стимулирующих условий для преподавания и изучения родных языков и языков республик, а также разработка необходимых учебных материалов. Нужно отметить, что родительская общественность, согласно законодательству РФ, может принимать участие в обсуждении образовательных программ и учебных планов и влиять на их содержательную часть через различные формы общественного самоуправления образовательной организации.   

Как в РФ защищено культурное и языковое многообразие народов России

На основании Конституции и закона «О языках народов Российской Федерации» государство обеспечивает гражданам условия для преподавания и изучения языков народов РФ в соответствии с законодательством об образовании. Кроме того, государство обеспечивает необходимые условия для получения гражданами образования на родном языке и изучения языков из числа языков народов России. Это обеспечивается созданием необходимого количества соответствующих образовательных организаций, классов, групп, а также условий для их работы. Преподавание и изучение родного языка из числа языков народов РФ в рамках имеющих государственную аккредитацию образовательных программ ведется в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования (ФГОС). 

ФГОС включает раздел требований к структуре основной образовательной программы определенного уровня общего образования. В том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Главным документом школы наряду с уставом является основная образовательная программа, которая разрабатывается общеобразовательной организацией самостоятельно в соответствии с ФГОС и с учетом примерной основной образовательной программы. 

Одним из разделов основной образовательной программы является учебный план, определяющий общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей по классам (годам обучения), а также обучения на государственных языках субъектов Федерации и родном языке из числа языков народов РФ и устанавливает количество занятий, отводимых на их изучение, по классам (годам) обучения. 

В учебном плане образовательной программы школы предусмотрено две части: обязательная (инвариантная) и та, которая формируется участниками образовательных отношений (вариативная). В вариативной части учебного плана школа по своему усмотрению с учетом интересов и запросов обучающихся может усилить или расширить преподавание тех или иных учебных предметов – например, увеличить количество часов на их изучение, ввести новые учебные предметы. ъ

Вне зависимости от того, в какой части учебного плана – инвариантной или вариативной – изучается учебный предмет «Родной язык и родная литература», он является обязательным для изучения в конкретной школе, так как в учебном плане он заявлен, а учебный план включен в основную образовательную программу школы. 

Опасения, связанные с якобы необязательностью изучения родного языка, если он изучается на добровольной основе по выбору ученика, как считают эксперты, несостоятельны и не имеют ничего общего с высказываниями о факультативном изучении, так как факультатив относится к внеурочной деятельности образовательной организации. Внеурочная деятельность в рамках ФГОС – это образовательная деятельность в формах, отличных от классно-урочной, направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы и на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся школы путем предоставления выбора широкого спектра занятий, направленных на развитие детей. Так, в программы внеурочной деятельности школы включаются занятия и факультативы для обучающихся, которые расширяют знания обучающихся по вопросам истории, культуры и традиций народов России, по изучению декоративно-прикладного творчества, фольклора и другие. 

В примерных основных образовательных программах всех уровней общего образования, которые учитываются школой при разработке основной образовательной программы, в разделе «Примерный учебный план» указано, что проведение занятий по родному языку в образовательных организациях, в которых наряду с русским языком изучается родной язык, и по иностранному языку может осуществляться деление классов на две группы. При наличии необходимых ресурсов возможно деление на группы классов с меньшей наполняемостью. Деление классов на группы направлено в первую очередь на повышение качества изучения предмета, так как меньшая наполняемость позволяет учителю вести образовательный процесс практически в малых группах и делать его максимально индивидуализированным и ничего общего с разделением детей по какому-либо принципу не имеет.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Киев и Будапешт выходят на новый виток противостояния

Татьяна Ивженко

Украинская сторона надеется, что ЕС введет санкции против Венгрии

0
2095
Адвокаты беспокоятся об осужденных и госбюджете

Адвокаты беспокоятся об осужденных и госбюджете

Екатерина Трифонова

В российском правосудии есть что поменять и кроме металлических клеток

0
1653
В России предлагают ограничить возможность ввоза оборудования для обеспечения спутниковой связи

В России предлагают ограничить возможность ввоза оборудования для обеспечения спутниковой связи

0
830
Вузы разделят на категории по качеству

Вузы разделят на категории по качеству

Наталья Савицкая

Вопрос объединения аккредитации и лицензирования в одну процедуру остается открытым

0
1596

Другие новости

Загрузка...
24smi.org