0
8794
Газета Спецслужбы Интернет-версия

19.08.2021 21:49:00

Сбитый летчик

Почему Никита Хрущев не верил в авиацию

Игорь Атаманенко

Об авторе: Игорь Григорьевич Атаманенко – писатель, подполковник в отставке.

Тэги: ссср, сша, холодная война, хрущев, пауэрс


ссср, сша, холодная война, хрущев, пауэрс Полеты над СССР для Пауэрса стали рутинными. Фото с сайта www.mil.ru

С легкой головы первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров СССР Никиты Хрущева до сих пор бытует мнение, что 1 мая 1960 года в районе Свердловска американский самолет-шпион U-2 был сбит ракетой. Питая необъяснимую неприязнь к авиации, Хрущев утверждал: «При наличии ракет авиация нам не нужна вовсе. А если и нужна, то лишь для парадов и почетных эскортов».

Эту заведомо негодную идею внедрял в массы и его зять – главный редактор газеты «Известия» Алексей Аджубей. В начале 1960-х все массмедиа страны равнялись на него, глашатая идей своего тестя. И в угоду сиюминутной политической конъюнктуре абсолютизировали роль ракетных войск ПВО, культивируя теорию превосходства ракет над самолетами.

Да, советские ракеты – лучшие в мире, но истина дороже! И сегодня мы, ссылаясь на свидетельства главных фигурантов дела, – американского пилота и того, кто ему «подрезал крылья», – докажем это.

Ставка на авиацию

Не успела закончиться Вторая мировая война, а Соединенные Штаты уже готовили новую. Против СССР и его союзников по социалистическому блоку. Но тут выяснилось, что политическое руководство США испытывает жестокий дефицит в информации о положении дел в экономической и военной отраслях СССР, ЧССР и ПНР.

Восполнить этот пробел можно было лишь с помощью шпионских акций.

С назначением главой ЦРУ энергичного Аллена Даллеса деятельность этого ведомства резко активизировалась. Даллес решил не повторять ошибок своих коллег из Сикрет Интеллидженс Сервис (британской спецслужбы) и отказался направлять лазутчиков наземным путем, сделав ставку на заброску агентов-диверсантов в СССР по воздуху.

Готовили их в американском шпионском центре в городе Имменштадт (ФРГ). Затем самолеты ВВС США доставляли и сбрасывали их на парашютах.

Помимо убийств партийных и общественных деятелей, агенты-диверсанты должны были добывать сведения о войсковых частях и промышленных зонах; создавать «ячейки недовольных» для подготовки массовых беспорядков; распространять слухи, дискредитирующие органы власти; красть документы из госучреждений; по сигналу из центра взрывать промышленные объекты и железные дороги.

Недолго музыка играла, недолго Даллес ликовал. В 1951–1954 годах в СССР были обезврежены 30 парашютистов; в ЧССР – 18; в ПНР – 7.

И тогда ЦРУ, отказавшись от засылки в нашу страну диверсантов, сделало ставку на технические способы добывания сведений о военно-промышленном потенциале СССР. Особое значение приобрела разработка новых летательных аппаратов и модернизация оборудования для аэрофотосъемки.

Совершенный шпион

Под руководством главного конструктора корпорации «Локхид» Кларенса Джонсона приступили к созданию самолета для ведения фото- и электронной разведки исключительно над территорией Советского Союза. Чтобы скрыть его истинное назначение, ему дали несекретное наименование U-2, означавшее «Utility-2» (вспомогательный). А в документах американского разведсообщества он имел код Idealist.

Наиболее ярым приверженцем идеи использования U-2 в разведакциях против СССР был президент США Дуайт Эйзенхауэр. Он считал, что советский ядерный потенциал угрожает США и может однажды привести к повторению Пёрл-Харбора, но с гораздо более трагичными последствиями.

U-2 – гибрид одноместного истребителя и планера с турбовинтовым двигателем, установленным в задней части фюзеляжа. Его длина 14,6 м, размах крыльев – 29 м, их площадь – 62 кв. м. Титановый корпус покрыт специальной эмалью, которая препятствует обнаружению радарами.

Машины первого поколения имели максимальную скорость 688 км/час; дальность полета без дозаправки около 7000 км; практический потолок – 20,4 км. На этой высоте потребление горючего минимально ввиду разреженности воздуха и слабого его сопротивления.

Аэрофотосъемка проводилась камерой с 945-мм объективом, способной делать 4000 парных снимков полосы территории шириной в 200 км и длиной в 480 км. По заключению специалистов, история мировой аэронавтики еще не знала столь совершенного пилотируемого самолета-шпиона.

Легенда прикрытия

Когда начались серийные полеты U-2, Аллену Даллесу пришлось поломать голову, как зашифровать шпиона перед мировой общественностью. Сохранить появление самолета в тайне было невозможно: в период летных испытаний его видели сотни глаз.

В итоге было принято решение зарегистрировать U-2 в патентном бюро как гражданский научно-исследовательский планер, приписанный к Национальному агентству США по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА).

Вскоре в целях дезинформации в американских и западноевропейских печатных органах в разделе «наука» и «разное» появилось короткое сообщение об успешной фотосъемке самолетом U-2 урагана над Карибским морем.

Всеми своими гранями метеорологическая легенда прикрытия засверкала в мае 1960 года вслед за исчезновением U-2 над территорией СССР.

Впрочем, благодаря Киму Филби уже в 1957 году военно-политическое руководство СССР знало, для чего создан U-2 и чем он занимается в нашем воздушном пространстве.

Полет в один конец

Впервые U-2 поднялся в воздух 1 августа 1955 года, а первый полет над нашей страной совершил 4 июля 1956 года. С заданием сфотографировать Москву летчик справился. После этого облеты советской территории ЦРУ поставило на поток.

Наши газеты сообщали о единичных пролетах американских самолетов-шпионов над территорией СССР. Это не так. В 1956–1960 годах U-2 будто по расписанию летали от Баку до Мурманска и от Владивостока до Калининграда. В ходе 24 облетов американцы отсняли наши ракетные полигоны Капустин Яр, Байконур, Плесецк.

Войскам ПВО не удавалось наказать воздушных пиратов. Ракеты бесполезно уходили в небо, ибо поражающей способностью обладали только до 18 км, после чего теряли управление из-за разреженности воздуха. Для наших истребителей U-2 был также недосягаем – его практический потолок на два километра выше.

9 апреля 1960 года U-2 безнаказанно вторгся в наше воздушное пространство и обнаружил вблизи Аральского моря строительство пусковой площадки для межконтинентальных баллистических ракет.

Когда об этом доложили президенту Эйзенхауэру, он приказал совершить контрольный облет. Крайним сроком проведения операции назначил 1 мая, после чего полеты U-2 над территорией СССР должны быть прекращены. На время. Ибо на 16 мая была запланирована парижская встреча Эйзенхауэра, премьер-министра Великобритании Гарольда Макмиллана, французского президента Шарля де Голля и Никиты Хрущева. Затем должен был состояться беспрецедентный в истории взаимоотношений двух стран визит американского президента в Москву.

Согласно плану, капитан ВВС США Фрэнсис Гарри Пауэрс, взлетев 1 мая в Пешаваре (Пакистан) и преодолев 6060 км (из них 4670 км над территорией Советского Союза), должен был через девять часов приземлиться в Боджё (Норвегия). Американцы рассчитывали получить фотоснимки объектов, связанных с технологией запуска межконтинентальных баллистических ракет.

На случай вынужденного приземления на территории СССР Пауэрс имел так называемый «пакет для подкупа» – неизменный атрибут всех пилотов U-2. Он содержал 7,5 тысячи руб., несколько тысяч западногерманских марок, франков и лир, две пары золотых часов и два кольца, пистолет с глушителем и 250 патронов. А также Л-пилюлю – ампулу с цианистым калием. Летчикам вменялось применить ее при пленении.

У Пауэрса Л-пилюлей служила игла, покрытая ядом кураре. Ее поместили в полую серебряную монету достоинством 1 доллар. Монету он прицепил на браслет к часам, но так и не решился ею воспользоваться.

В настоящее время монета выставлена в музее КГБ в Москве.

Дипломатический конфуз

1 мая 1960 года Пауэрс в назначенное время не прибыл в Норвегию. В ЦРУ заподозрили неладное.

В результате анализа радиоперехватов было получено подтверждение, что подразделение войск ПВО, дислоцированное в районе Свердловска, пыталось уничтожить какой-то самолет. Срочно было созвано совещание Совета национальной безопасности. Прозаседав всю ночь, члены Совета пришли к выводу, что самолет сбит и пилот погиб.

3 мая представитель Госдепартамента в ходе пресс-конференции огласил обкатанную редакцию легенды прикрытия: «Самолет U-2, проводивший в районе советско-турецкой границы метеорологические исследования в высоких слоях атмосферы, сбился с пути. Пилот в результате нарушения кислородного снабжения потерял сознание, и неуправляемый самолет угодил в воздушное пространство СССР».

В заявлении особо подчеркивалось, что самолет не принадлежит военно-воздушным силам США, а является собственностью НАСА.

5 мая в 6:00 жителей СССР разбудил голос Юрия Левитана: «Внимание, внимание! Работают все радиостанции Советского Союза! Передаем заявление первого секретаря ЦК КПСС, председателя Совета министров СССР товарища Хрущева Никиты Сергеевича!»

В своей лихой манере Хрущев сообщил, что советские ракетчики сбили самолет-шпион. И осудил «американские агрессивные круги, которые с помощью провокации пытаются сорвать парижскую встречу в верхах».

В ответ США упрямо твердили о научной цели полета. Заявление сделала дирекция НАСА: «Самолет типа U-2, который занимался исследованиями метеоусловий, пропал без вести во время полета в районе озера Ван. За минуту до исчезновения пилот сообщил, что испытывает недостаток кислорода».

6 мая Хрущев вновь выступил по радио. На этот раз он заявил, что «летчик живехонек и не рыпается». Добавил, что умолчал об этом намеренно, так как в противном случае американцы «снова сочинили бы какую-нибудь басню».

Затем в Белый дом из Кремля поступило официальное заявление, которое повергло американскую администрацию в шок: «Гарри Пауэрс, пилот сбитого самолета, дал исчерпывающие показания. В распоряжении советских властей имеются неопровержимые доказательства шпионского характера полета...»

31-12-1480.jpg
Хрущев был убежден: «При наличии ракет
авиация нам не нужна вовсе. А если и нужна,
то лишь для парадов и почетных эскортов».
Фото РИА Новости
По мнению ведущих масс-медиа США, еще никогда в истории дипломатии американское правительство не попадало в столь обескураживающий конфуз.

16 мая Хрущев прибыл в Париж, но отказался от участия в конференции, поскольку Эйзенхауэр не принес публичных извинений за пиратский полет U-2.

Разумеется, визит американского президента в Москву не состоялся.

Тайна, беременная сенсацией

17 августа 1960 года в Москве в Колонном зале Дома союзов начался судебный процесс над Фрэнсисом Пауэрсом.

Американскую сторону, кроме адвоката, представлял опытный репортер Си-би-эс Сэм Джафф. Перед отъездом в СССР репортер, жена пилота и его отец прошли инструктаж в штаб-квартире ЦРУ. На процессе они держались вместе и слышали, как Пауэрс, покидая зал суда, тихо произнес: «Не верь, отец, что меня сбила ракета. Меня сбил самолет, я видел его собственными глазами».

Но лишь Джафф придал значение брошенной фразе. Профессиональное чутье подсказало: за этими словами кроется тайна. А значит, и сенсация!

Вернувшись в США, Сэм Джафф начал собственное расследование причин и обстоятельств провала шпионской миссии Пауэрса. Однако смерть помешала ему довести дело до конца, и его продолжил репортер «Нью-Йорк таймс» Майкл Ричард Бешлос.

Утверждение Хрущева, что U-2 поразила ракета, прочно осело на полке истории и в людской памяти. Однако в начале 1990-х, когда о шпионском скандале и о Пауэрсе помнили лишь люди старших поколений, в московском издании «Столица» появилась любопытная заметка. Она заканчивалась фразой: «На Тамбовщине живет летчик, прервавший 1 мая 1960 года шпионский рейд американского самолета над СССР».

Как Майкл Бешлос узнал о публикации и с чьей помощью разыскал Игоря Ментюкова, подполковника авиации в отставке, можно лишь догадываться. Зато доподлинно известно, что из Москвы он привез аудио- и видеокассеты, которые помогли ему в 1993 году закончить книгу «Mayday: Eisenhower, Khrushchev and the U-2 Affair» («Первомай: Эйзенхауэр, Хрущев и история с U-2»).

Бешлос через 30 лет завершил расследование Джаффа. Он разговорил Пауэрса и того, кто 1 мая 1960 года «подрезал крылья» самолету-шпиону.

Свидетельство Фрэнсиса Пауэрса

«Завершив фотосъемку в районе Аральского моря, на высоте 68 тыс. футов я взял курс на Свердловск. Примерно в 25–30 милях к юго-востоку от Свердловска снизился до 60 тыс. футов, чтобы сделать серию снимков.

Неожиданно надо мной возник русский истребитель. Я отчетливо видел красные звезды на крыльях. Через мгновение услышал громкий хлопок, какой бывает в момент преодоления самолетом звукового барьера, и впереди меня вспыхнуло шарообразное пламя. Я понял – это сопло русского истребителя. Неведомая сила бросила мой самолет вниз, а меня закрутила так, что я потерял ориентацию в пространстве.

…Я действовал, как робот, пытаясь удержать самолет в горизонтальной плоскости. В течение нескольких секунд мне это удавалось, но затем планер перестал мне подчиняться и вошел в пике. На высоте 30 тыс. футов я понял, что не смогу катапультироваться и уничтожить самолет взрывным устройством, как предписывала инструкция. Я открыл крышку кабины и отстегнул пояс. Парашют открылся сразу, как только я покинул кабину. В это время я находился на высоте не более 20 тыс. футов.

…Я рухнул на вспаханное поле. Ноги по колено ушли в разрыхленную почву. Я осмотрелся. В радиусе 20 ярдов валялись крышка кабины, лопатки компрессорной турбины, специальные контейнеры, вырванные из корпуса. В силу конструктивных особенностей самолет спланировал и приземлился без моей помощи, а при ударе о землю развалился на части.

Не успел я прийти в себя, как меня окружили неряшливо одетые мужчины и женщины. В руках у них были топоры и вилы. Я догадался, что это – фермеры. Они улыбались и хлопали меня по спине. Их восторг сменился агрессией, когда я дважды произнес: «I’m american». Мне врезали пару оплеух и, поскольку я не мог самостоятельно передвигаться, волоком потащили меня в полицейский участок...»

Свидетельство Игоря Ментюкова

«После того как 9 апреля 1960 года американский самолет-шпион безнаказанно прошелся над нашей территорией, командование ПВО страны основательнее подготовилось к его возможному появлению. Шестерых летчиков – в их числе был и я, командир звена капитан Ментюков, – срочно переучили и посадили на новейшие сверхзвуковые истребители-перехватчики Су-9, прозванные «сушками».

30 апреля я и Евгений Шейко перегоняли из Красноярска в Барановичи две новые «сушки». На ночлег приземлились на промежуточном аэродроме под Свердловском.

Утром передают приказ: «Готовность № 1».

Я – в кабину «сушки». В 8 часов 55 минут по Москве на связь вышел генерал Вовк из Уральского военного округа и огласил приказ командующего ПВО страны маршала авиации Савицкого: «Высотную цель уничтожить любой ценой!»

Я отвечаю: «Так ведь мой самолет без ракет, как же уничтожать?»

В ответ молчание, затем слышу: «Ну что, капитан, обсудим приказ?»

Другими словами, мне предлагают идти на таран. Шансов выжить – ноль! Понимаю, что имею право отказаться – не война ведь, в конце концов, когда с вилами на танки бросались. Но, с другой стороны, а вдруг этот американец с атомной бомбой на борту? Одна жизнь или сотни тысяч – чувствуешь разницу!

Мысль придала сил и решительности. Говорю: «Наводите на цель, мать вашу! О жене позаботьтесь – на сносях она!»

…На 20 км поднялся играючи. Как смог? А просто! Во-первых, у Су-9 скорость по тем временам была невиданная, отсюда и динамический потолок мог иногда доходить до 22 км, как это почти случилось со мной в тот памятный день. Во-вторых, налегке шла машина – без ракет. В-третьих, температура воздуха была подходящей.

В общем, стал сближаться с американцем, чтобы протаранить. Смотрю, а это и не самолет вовсе – планер-тихоход... А скорость у меня ни много ни мало – 550 метров в секунду, что раза в три-четыре больше, чем у него! Ну я и проскочил над ним.

Резко снижаюсь, а попросту падаю с 20 км, чтоб атаковать планер снизу... Смотрю, а он стал заваливаться на правый борт и давай бочку крутить, да все норовит носом клюнуть – сорваться в пике. Вдруг вижу, батюшки-святы, – ракета на меня летит! Наша! Тут вспомнил, что код «свой-чужой» мне утром не сменили... Локаторы меня и приняли за «чужого». Технике, ей-то что? Она – безглазая... Но увернулся, слава тебе, Господи!

Уже на земле узнал, что по мне и по двум МиГам, которых подняли так же, как меня, палили целых два ракетных дивизиона! В тех МиГах, кстати, сидели мои однокашники Сережа Софронов и Самвел Айвазян. Им, как и мне, в суматохе забыли сменить коды. Немудрено, что Серегу сбили. Да-да, ракетой. И ведь сбили не американский U-2, а наш русский МиГ-15.

…Сейчас мы подошли к главному вопросу: кем или чем был сбит U-2? Я – нет, не сбивал! Нечем было – меня пустым выпустили на цель. МиГи не могли достать Пауэрса ракетами – они эффективны лишь на высоте до 18 км. Впрочем, как и ракеты наземного базирования... Те самые, от одной из которых мне удалось увернуться, а вот Сереже Софронову – нет!

Так кто же сбил? А никто! Планер после того, как я над ним промчался, угодил в поток выхлопных газов из моего сопла, попал в так называемую реактивную струю. На планере, каким и был американец, из нее не выбраться – движок слабый. А в струе воздушные вихри мчатся со скоростью 180 м/сек., плюс крутящий момент! Это когда твой самолет начинает безостановочно крутить бочку, переходя в пике, а ты сделать ничего не можешь, как ни стараешься. Именно это и произошло с американцем. Я тому свидетель – все происходило на моих глазах…

Но вот мои свидетельские показания... почему-то никому были не нужны! Наверно, так решили наверху: «Американский самолет-шпион сбит ракетным дивизионом капитана Воронова, за это честь ему и орден Красного Знамени на грудь! Все – тема закрыта, к ней не возвращаться!»

А вот дважды Герой Советского Союза маршал авиации Савицкий Евгений Яковлевич при личной встрече пытался вручить мне в качестве утешительного приза свои наручные золотые часы. Но я не взял…

Под занавес хотел бы обратить ваше внимание, товарищи дорогие, на одно обстоятельство, которое невозможно оспорить... Если U-2 поразила ракета, то почему он целехонький упал на землю? Почему остался жив пилот? Ведь в Сережу Софронова угодила такая же ракета, но где он? Где его труп?! Нет их... Потому что и от Сереги, и от его МиГа только дым по ветру рассеялся».

Получилось как всегда

«Дело Пауэрса», – отметил в послесловии своей книги Майкл Бешлос, – как это обычно случается с делами такого рода, претерпело четыре стадии: шумиху, неразбериху, наказание невиновных и награждение непричастных».

А вот отрывок из беседы Михаила Воронова с работниками Музея военной техники, записанной А. Лукмановым 30 апреля 2020 года:

А. Лукманов: В настоящее время полковнику в отставке Михаилу Романовичу Воронову, постоянно проживающему в Туапсе, исполнился 101 год, он с большим трудом говорит, но до сих пор хорошо помнит историческое событие, случившееся 1 мая 1960 года, когда он, командуя вторым дивизионом 57-й ракетной бригады, нес боевое дежурство под Свердловском и сбил американский самолет-шпион U-2».

М. Воронов: «Первым с самолетом-шпионом встретился пилот высотного истребителя Су-9 капитан Игорь Ментюков. Он перегонял самолет из Красноярска в Барановичи (Белоруссия) и поэтому не имел на борту вооружения.

Ментюков сумел подняться на высоту 20 км и должен был совершить таран, но его не сумели вывести на цель. Старший лейтенант Сергей Софронов и капитан Самвел Айвазян на МиГ-15 сумели подняться лишь на 15 км.

К этому времени мы, зенитчики, открыли огонь. Всего по самолету было выпущено 14 ракет С-75. Пауэрс моим дивизионом был сбит с третьей ракеты, а четвертый дивизион под командованием майора Алексея Шугаева, целясь в Пауэрса, случайно сбил Софронова, который в итоге погиб».

Послесловие

Три свидетельства и две диаметрально противоположные точки зрения на одно событие – крушение U-2 под Свердловском 1 мая 1960 года.

Хрущев утверждал – и мировое сообщество, не говоря о населении СССР, верило, – что Пауэрса сбила ракета. Перефразируя Александра Невского, он пригрозил американцам, а заодно и любому вероятному посягателю на наши секреты: «Кто к нам с самолетом-шпионом придет – от ракеты погибнет!» В 1960-е все советские издания подхватили этот боевой клич.

Таким образом, Никита Хрущев, руководство Министерства обороны СССР и советские масс-медиа сообща устроили мастер-класс блефа для администрации США и верхушки ЦРУ. И ведь добились своего – набеги U-2 в воздушное пространство нашей страны прекратились.

И последнее. Последнее по счету, но не по значимости.

Бесконечно долго можно спорить о привлекательности постулата «Лучше быть, чем казаться». В повседневной жизни, может, он и приемлем. Однако в сфере высшей политики – ничтожен, ибо предпочтение зачастую отдается его изнанке: «Лучше казаться, чем быть».

Именно в этом ключе выступил Хрущев, застращав администрацию США нашими ракетами. Заставив ее поверить, что Пауэрс сбит ракетой, Хрущев выдал желаемое за действительное. Судьба вела Никиту Сергеевича за руку – по сути, помогла ему сработать на опережение. Через 11 месяцев после крушения U-2 Юрий Гагарин на корабле «Восток-1» продемонстрировал всему свету, что для наших ракет в мироздании нет недосягаемых целей. H


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Эрдоган тянет время до прихода в Белый дом Трампа

Эрдоган тянет время до прихода в Белый дом Трампа

Энгин Озер

Почему визит главы Турции в США постоянно откладывается

0
1149
США обеспокоены укреплением связей России и Китая...

США обеспокоены укреплением связей России и Китая...

Юрий Паниев

На премьера Словакии совершено покушение по политическим мотивам

0
704
США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

США добиваются финансовой изоляции России при сохранении объемов ее экспортных поставок

Михаил Сергеев

Советники Трампа готовят санкции за перевод торговли на национальные валюты

0
5601
Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Госсекретарь США оставил удары по России на усмотрение Киева

Данила Моисеев

Энтони Блинкен призвал Украину побороть не только РФ, но и коррупцию

0
3426

Другие новости