0
1123
Газета Стиль жизни Интернет-версия

18.07.2001 00:00:00

День памяти Андрея Рублева

Тэги: рублев, память, церковь


Вчера Православная Церковь повсеместно отмечала День памяти Андрея Рублева. Доподлинно неизвестно, когда и где он появился на свет. Мы можем лишь догадываться, какие помыслы двигали им в юности и каким путем пришел он к Богу. Бесспорно одно: его талант, окрепший и возмужавший в эпоху варварства и жестокости, и по сей день несет людям Любовь и Свет.

Исследователи предполагают, что он родился в средней полосе России приблизительно в 1360 г. Первое письменное упоминание относится к 1405 г., когда в московской Троицкой летописи сообщается о том, что мастера Феофан Грек, Прохор с Городца и чернец Андрей Рублев расписали Благовещенский собор Московского Кремля. А через три года он вместе с Даниилом Черным принял участие в восстановлении росписей владимирского Успенского собора, построенного еще в домонгольскую пору, в XII веке. От этих работ дошли фрески, ранее составлявшие единый ансамбль с иконостасом. Они и сейчас частично сохранились на стенах храма и представляют собой фрагмент грандиозной композиции Страшного суда, занимавшей западную стену.

Иконостас собора - один из самых больших из дошедших до нас. Деисусные иконы имеют высоту 3,14 метра. Одиннадцать из них находится в собрании Государственной Третьяковской галереи. Там же, в здании православного храма Третьяковки, выставлено и самое прославленное произведение иконописца - знаменитая "Троица", признанная вершиной его творчества. Во времена Андрея Рублева тема Троицы, воплощавшая идею триединого божества, воспринималась как символ духовного единства, мира и согласия, взаимной любви и смирения, готовность принести себя в жертву ради общего блага.

В рублевском толковании известного библейского сюжета внимание сосредоточено на трех ангелах, их состоянии. Они изображены восседающими вокруг престола, в центре которого помещена евхаристическая чаша с головой жертвенного тельца, символизирующая агнца, то есть Христа. Смысл этого изображения - жертвенная любовь. Левый ангел - Бог Отец - правой рукой благословляет чашу. Средний ангел - Бог Сын - выражает покорность воле Бога Отца и готовность принести себя в жертву во имя любви к людям. Жест правого ангела - Святого Духа - завершает символическое собеседование Отца и Сына и утешает обреченного на жертву. Таким образом, изображение ветхозаветной Троицы превращается в образ Евхаристии (благой жертвы), символически воспроизводящей смысл евангельской Тайной вечери и установленное на ней Таинство - причащение хлебом и вином как телом и кровью Христа.

При постижении содержания Троицы важно понять его многогранность. Символика и многозначность образов восходят к древнейшим временам. У большинства народов такие понятия, как дерево, чаша, трапеза, дом, гора и круг имели символическое значение. Глубина осведомленности Рублева в области толкования древних символических образов, умение соединить их смысл с содержанием христианского догмата предполагают высокую образованность, которая была характерна для тогдашнего просвещенного общества и, в частности, для окружения художника.

В двадцатых годах XV века его артель украсила иконами и фресками Троицкий Собор монастыря, основанного Сергием Радонежским.

Мировоззрение иконописца сложилось под влиянием преподобного Сергия, личность которого обладала особым авторитетом для современников. На его идеях было воспитано поколение людей эпохи Куликовской битвы. Эти же идеалы были воплощены Андреем Рублевым в его творчестве: объединение русских земель в единое государство и установление всеобщего мира и согласия.

Легендарное имя Андрея Рублева было сохранено народной памятью, с ним часто связывали более поздние произведения, когда хотели подчеркнуть их незаурядное историческое или художественное значение. Как заметил академик Дмитрий Лихачев, "национальные идеалы русского народы полнее всего выражены в творениях двух его гениев - Андрея Рублева и Александра Пушкина. Именно в их творчестве отчетливее всего сказались мечты русского народа о... человеческой красоте. Эпоха Рублева была эпохой возрождения веры в человека, в его нравственные силы, в его способность к самопожертвованию во имя высоких идеалов".

Андрей Рублев, погребенный в Спасо-Андрониковом монастыре, был причислен к лику святых на поместном соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 6-9 июня 1988 года в Троице-Сергиевой лавре, посвященном 1000-летию крещения Руси.

Со вчерашнего дня православные церкви поминают русского святого на праздничных службах. Память о живописце не только увековечена в его шедеврах духовной живописи, не только бережно хранится православными верующими и ценителями искусства. О нем снят один из самых известных художественных фильмов "Андрей Рублев", ставший классическим, выдающегося режиссера Андрея Тарковского (1966). Лейтмотивом картины, воплотившей самобытные черты русского национального характера, стала мысль, что истинный художественный гений неподвластен обстоятельствам, какими бы суровыми они ни были.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Надежды на лучшее достигли в России исторического максимума

Ольга Соловьева

Более 50% россиян ждут повышения качества жизни через несколько лет

0
517
Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Зюганов требует не заколачивать Мавзолей фанерками

Дарья Гармоненко

Иван Родин

Стилистика традиционного обращения КПРФ к президенту в этом году ужесточилась

0
528
Доллар стал средством политического шантажа

Доллар стал средством политического шантажа

Анастасия Башкатова

Китайским банкам пригрозили финансовой изоляцией за сотрудничество с Москвой

0
695
Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Общественная опасность преступлений – дело субъективное

Екатерина Трифонова

Конституционный суд подтвердил исключительность служителей Фемиды

0
507

Другие новости